Серо-зеленое море успокаивается после шторма, дождь, ливший с утра, закончился, снова поют птицы, тепло. Мы сидим возле главного корпуса одного из лагерей отдыха в крымском поселке Песчаное и разговариваем с детьми, приехавшими из неспокойных регионов юго-востока Украины. Маленькие украинцы вспоминают свои недетские приключения последних нескольких недель и рассказывают, как они привыкают теперь жить без войны. А их воспитатели, приехавшие вместе с детьми из Славянска и Краматорска, просят не озвучивать фамилий и возраст ребятишек — боятся, говорят, что проукраинские националисты будут мстить родным, оставшимся там, в зоне боевых действий.
Сейчас в Песчаном уже 225 детей от восьми до шестнадцати лет. Но, добирались в Крым они не вместе — разными группами, первую из которых (36 человек) привезли на полуостров вожатые Юлия и Дмитрий. Деньги же на дорогу собрали донбасские активисты различных общественных организаций. Многие дети, судя по их тревожным лицам, еще толком не отошли от потрясений на родине и общаться с нами соглашаются лишь несколько школьников. Воспитатели предупреждают: «Много не спрашивайте – для детей такие воспоминание – еще одна психологическая травма, а их и так у них вдоволь».
«Происходило все очень быстро, — вспоминает юная жительница Славянска Катя. — Буквально за один вечер все решилось, собирали детей из тех районов города, которые больше всего под обстрелами и детей ополченцев. В восемь часов вечера организаторы сообщили моей семье, что есть возможность меня увезти, а на следующий день в 12.00 я уже поехала. Очень не хотела расставаться с семьей, но папа объяснил, что так будет лучше. Ведь и днем, и ночью взрывы, стрельба, люди убитые на улицах… К нам в кухню залетел снаряд, но не взорвался. Только вылетели окна и стол стеклянный, который стоял на кухне — вдребезги. Так жалко было».
«И я снаряд видела, он в мою школу попал, — подхватывает ее подруга Ксения. — Страшно в Славянске, только и думаешь — попадут сейчас в тебя или нет. У кого есть возможность уехать — уезжают. Но многие не могут. У меня, вот, мама тоже хочет выехать, но не может потому, что брату18 лет исполнилось и его могут сразу забрать в украинскую армию, если он за пределы Славянска выедет. А одного его мама, конечно, не оставит».
«А у меня папа там остался, — грустно добавляет Игорь. — Звонит часто, жив, не ранен… Рассказал, что два соседних дома разбомбили. Знаете, у нас в Славянске обстрел начинался каждый день в 4. 30 утра и я даже в Крыму первые несколько дней вставал, как по часам в это время».
Путь в Крым прошел без особых происшествий: автобусом в Донецк, оттуда поездом на полуостров (на границе, по словам детей и их сопровождающих, не возникло никаких эксцессов).
«По дороге в Донецк нас ополченцы ДНР охраняли, а в поезде добровольцы из Славянска, тренеры по карате, когда мы до Крыма добрались, они обратно вернулись», — рассказывает сопровождающая группы Юлия.
В Крыму тоже поначалу ситуация складывалась благополучно. С симферопольского железнодорожного вокзала группу детей забрали автобусы и отвезли на Южный берег, в знаменитый «Артек». «Мы крайне признательны всем сотрудникам лагеря, они отнеслись к нам, как к родным, — продолжает Юлия. — Пять дней пробыли в этом прекрасном месте, дети получили форму, начали учить артековские речевки, как вдруг появляется некая дама с приказом от крымского Министерства образования, говорит, что она по поручению министра Гончаровой и что мы должны немедленно покинуть «Артек». Дескать, здесь санитарные условия не позволяют нам находиться! Заявлено это было ультимативно, противиться мы не могли. После этого посадили в автобус и повезли в Феодосию».
«Да, приехала какая-то тетя и скомандовала: «Быстро снимайте форму!», аж плакать после этого захотелось, — кивает, включаясь в разговор, школьница Диана. — А потом нас привезли под Феодосию в какой-то сарай. У него только название хорошее было — дом отдыха «Золотой залив», а больше ничего. Неуютно, не ухожено, туалеты и для мальчиков, и для девочек совместные, не закрываются, в комнатах провода оголенные на стенах, тараканы и сороконожки бегают».
К счастью, пребывание в этом «доме отдыха» продлилось недолго. Как говорят сопровождающие группы, им удалось связаться с активистами, которые отправляли детей в Крым, после чего группе поступило приглашение приехать в Песчаное, где, наконец, были предоставлены все необходимые условия и покой от дальнейших потрясений. Сюда же впоследствии приехали и другие группы детей, которых вывозят из воюющего Славянска.
«Здесь просто прекрасно: пятиразовое питание, спортивные секции, разные творческие развлечения, бассейн, караоке, танцы, нет обязательного тихого часа, никто никому не мешает отдыхать, — улыбается школьница Аня, самая, как нам показалось, маленькая девочка в группе. — В комнатах по четыре человека, красиво, просторно. А еще — классное море и природа. Природа совсем не такая, как дома — так интересно! Похоже, за все мучения Бог послал нам кусочек рая».
Дети пробудут в Песчаном до 20 июня (до конца первой лагерной смены), а как дальше сложится их судьба — пока неизвестно.
«Мы с друзьями говорили об этом и решили: нужно надеяться, что война к тому времени закончится и можно будет вернуться домой», — признается юный житель Славянска Кирилл.
Увы, их сопровождающие-воспитатели не столь оптимистичны. Хотя при детях этого не показывают.
«Мы детям не сообщаем никаких новостей из Донбасса и родителей попросили этого не делать, — говорит воспитатель Дмитрий. — Детей нужно сейчас максимально оградить от стресса, ведь они только пару дней, как перестали вздрагивать от каждого громкого стука. Но, конечно, перспективы не радостные… Я звонил вчера матери, она в Славянске находится, так мама сказала то, чего я от нее вообще не ожидал услышать. Мол, если есть возможность — оставайся в Крыму, ищи работу. Что в Славянске, что в Крыму, таким, как мы нужно теперь начинать жизнь заново».