24 мая китайские военные истребители Су-27 пошли на опасное сближение с патрулем морских и воздушных сил самообороны Японии. Это произошло в воздушном пространстве Восточно-Китайского моря, где японская опознавательная зона ПВО накладывается на китайскую, в непосредственной близости от временной китайско-японской границы.
Из доклада Министерства обороны Японии следует, что китайские самолеты приблизились на расстояние 30-50 метров к патрульному самолету ОР-3С Морских сил самообороны Японии и разведчику YS-11EB Воздушных сил самообороны. Нарушения границ воздушного пространства не произошло, японским самолетам не было нанесено никаких повреждений. Оба японских самолета продолжали свои наблюдательные полеты в штатном режиме.
Действия китайской авиации граничат с безумством
Федеральное управление гражданской авиации США определяет опасное сближение самолетов как сближение на радиус менее 150 метров с перепадом высот менее 60 метров. Расстояние 30-50 метров — это настолько близко, что можно рассмотреть лицо пилота, места для маневра в таком случае не остается. Таким образом, подобное поведение в воздухе является крайне опасным и даже граничит с безумством.
Истребители зашли с мертвого угла обзора и несколько раз приблизились к японским самолетам на огромной скорости по разным траекториям. Пилот самолета японских Сил самообороны смог почувствовать колебания от воздушной волны, оставленной китайскими истребителями. Такие действия можно расценить как угрозу, а опасное сближение с мощными истребителями без шанса на маневр — приравнять к атаке.
Министр обороны Японии Ицунори Онодэра осудил опасное сближение как потерю здравого смысла и прокомментировал происшедшее следующим образом: «Эти безрассудные действия могли привести к несчастному случаю. Мы направили ноту протеста китайской стороне через дипломатические каналы правительства».
В ответ на это Министерство обороны Китая заявило: «Самолеты японских сил самообороны вошли в опознавательную зону ПВО Китая, они вели слежку за совместными китайско-российскими военно-морскими учениями и представляли собой помеху». В официальном заявлении на китайском интернет-сайте говорится о том, что Китай заранее известил японскую сторону о запрете на полеты, Япония не должна была мешать проведению совместных китайско-российских учений. Полет самолетов сил самообороны был осужден как серьезное нарушение международных законов и положений.
Посол КНР в Японии Чэн Юнхуа получил протест от второго секретаря Министерства иностранных дел Японии Акитака Саики, но после встречи он подчеркнул в интервью СМИ: «Мы выразили недовольство опасной разведывательной деятельностью Японии и направили встречный протест».
Довольно сложно понять, что же на самом деле произошло в воздухе, видимо, имело место недопонимание с обеих сторон. На самом деле и в японских СМИ приводилось много ошибочных суждений. «Если повторить ложь сто раз, то она станет правдой», поэтому сначала проясним реальную ситуацию.
Обычно в случае военных учений или запуска ракет в целях обеспечения безопасности летательных аппаратов зона учений объявляется ограниченной для полетов на основании извещения НОТАМ, согласно стандартам Международной организации гражданской авиации. Китай действительно выпустил извещение о зоне и времени проведения военно-морских учений.
После установления ограничений на полеты в обозначенную зону обычно не входят даже военные самолеты. И на этот раз два японских самолета сил самообороны не входили в зону проведения учений. Необходимую информацию можно собрать, не входя в условленную зону, поэтому для самолетов не было никакой надобности навлекать на себя опасность и специально пересекать воздушные границы. В таком случае, как можно «помешать учениям», если не входить в соответствующую воздушную зону?
Под «опасной разведывательной деятельностью» имеется в виду сбор данных двумя самолетами сил самообороны YS-11E и P3-C. Сбор данных проводится на одной высоте и в горизонтальном линейном полете. Сложно назвать этот полет «представляющим опасность». Представляют собой опасность скорее действия китайских истребителей.
Они приблизились с мертвого угла обзора, прошли сбоку от японских самолетов и скрылись, сверкнув форсажными камерами. Так повторялось несколько раз, эти действия ничем, кроме как «опасным сближением», назвать нельзя.
Китайские заявления — не более чем необоснованные обвинения
Район, в котором произошло опасное сближение, находится в опознавательной зоне ПВО, установленной Китаем, но он таким же образом относится и к опознавательной зоне ПВО Японии. В любом случае это нейтральная акватория, над которым международное право разрешает свободные полеты. Обвинение в «серьезном нарушении международных законов и положений» не имеет оснований.
В ноябре 2013 года Китай установил свою опознавательную зону ПВО, включив в нее воздушное пространство над островами Сенкаку, префектура Окинава. Более подробно о несоответствиях этой зоны писалось ранее, поэтому опущу детали.
Проблема даже не в том, что только что установленная Китаем опознавательная зона накладывается на японскую, и не в том, что нельзя установить зону на основании одностороннего решения. Проблема заключается в том, что Китай ведет себя в воздушном пространстве опознавательной зоны над нейтральным морем так, как будто на него распространяется его юрисдикция.
Называя эту зону опознавательной зоной ПВО, Китай установил здесь свои правила, как если бы опознавательная зона являлась воздушным пространством Китая, он препятствует свободным полетам над нейтральной акваторией, которые разрешает международное право. Более того, это воздушное пространство включает в себя острова Сенкаку, таким образом, подразумевается, что острова Сенкаку входят в состав Китая.
Односторонне установив свои правила, которые идут в разрез с международными положениями о свободных полетах над нейтральной акваторией, Китай еще и критикует полет самолетов сил самообороны «как серьезное нарушение международных законов и положений». Что тут скажешь?
Если рассматривать подробным образом реальные взаимосвязи, как это сделано выше, то становится понятно, что китайская позиция не имеет оснований. Необходимо тщательно прояснять международному сообществу, как обстоят дела на самом деле. Чтобы не проиграть в информационной войне Китаю по трем фронтам (общественное мнение, психология и право), Японии нужно активно продвигать свою позицию в этой «войне по трем направлениям».
Почему же китайские истребители взяли такой безумный курс? Могу привести два возможных объяснения.
Во-первых, существует точка зрения, что произошло то же самое, что и в 2001 году, когда китайский истребитель столкнулся с американским. 1 апреля того года в воздухе над Южно-Китайским морем, на расстоянии 110 километров на юго-восток от острова Хайнань, столкнулись американский самолет-разведчик EP-3E и китайский военный истребитель J-8II. Истребитель упал в море, а китайский пилот пропал без вести. ЕР-3Е тоже получил повреждения и был вынужден совершить экстренную посадку на острове Хайнань.
В том случае недостаточно опытный пилот попытался совершить устрашающий маневр, который у него не вышел, после чего он задел ЕР-3Е и упал в море. Этот пилот был известен даже в рядах американской армии, до своего падения он неоднократно предпринимал опасные действия.
Как раз в тот день поступила информация, что «сумасшедший» китайский пилот поднялся на перехват, поэтому по американским рациям обсуждалось: «Он опасен, будьте предельно внимательны».
Цели Си Цзиньпина, выраженные в опасном сближении
Тот несчастный случай произошел по вине истребителя старой модели J-8II. Тогда повлияли сразу несколько факторов: спад воинского духа в рядах пилотов устаревших истребителей, качество обучения, допускающего появление неуправляемых летчиков, нарушение дисциплины, недостаточная опытность пилота, несовершенство центральной системы приказов.
Однако на этот раз в перехвате участвовали Су-27 — самые современные истребители в Китае. Управляют ими летчики высшего класса. Если предположить, что их действия были самовольными, то получается, что подразделение летчиков новейших истребителей — это группа сорванцов, которым не хватает дисциплины и понимания обстановки.
Другое возможное объяснение состоит в том, что это не было простой случайностью. То есть были исполнены приказы из центра. После установления опознавательной зоны ПВО в ноябре прошлого года по отношению к пролетающим в зоне самолетами сил самообороны Японии и ВВС США не применялось никаких мер, кроме голосового оповещения из радиоцентра.
Минобороны Китая считает, что так как «опознавательная зона ПВО управляется Министерством обороны Китая, то все летательные аппараты, пересекающие это воздушное пространство, должны предоставлять информацию о полете в МИД Китая или авиационное министерство», а «летательные аппараты внутри зоны должны подчиняться приказам минобороны». «По отношению к летательным аппаратам, отказывающимся исполнять приказы, Китай примет экстренные оборонительные меры», дает четкое определение министерство.
Несмотря на эти заявления до сих пор никаких мер по отношению к американским и японским самолетам, входившим в зону, не предпринималось, что ставило под вопрос эффективность установления опознавательной зоны. Логично, что китайское правительство, заявив, что «по отношению к летательным аппаратам, отказывающимся исполнять приказы, Китай примет экстренные оборонительные меры», теперь отдает приказы об исполнении предупредительных перехватов.
Сейчас еще не ясно, объясняются ли действия китайских самолетов первой или второй причиной. В первом случае летчики, наверное, получат приказ из центра и больше подобных инцидентов не повторится. Однако во втором случае проблема поднимается на новый уровень. ВВС США сохраняет молчание, поэтому о перехватах не говорят в новостях, но известно, что американские самолеты подвергались таким же действиям со стороны китайских истребителей.
После установления опознавательной зоны ПВО китайские ВВС стали лучше контролировать ситуацию. Раньше китайские истребители поднимались на перехват, только если японские или американские самолеты приближались к самым берегам Китая, никаких опасных сближений не было вообще. Если мы имеем дело с изменением в политике, то необходимо подходить к наблюдательным полетам с большим вниманием и осторожностью.
Установив свою опознавательную зону, Китай развернул американский ракетный крейсер «Каупенс», оснащенный системой «Иджис», в декабре, а в январе фактически утвердил свою юрисдикцию на рыбную ловлю в Южно-Китайском море. В мае Китай в одностороннем порядке начал вести разработку нефти в шельфе Южно-Китайского моря, что привело к активным протестам со стороны Вьетнама, враждебная полемика между этими странами продолжается до сих пор. За прошедшее время произошло несколько столкновений между судами этих стран, 27 мая после столкновения с китайским кораблем затонуло вьетнамское рыболовное судно.
В отношении Филиппин Китай также ведет агрессивную политику в очередном территориальном споре. Он уже начал подготовительные работы по строительству военной базы на южном рифе Джонсона островов Спратли и рифе Скарборо, не обращая никакого внимания на возражения со стороны филиппинского правительства. Китайские корабли также препятствовали поставкам провианта на Второй атолл Томаса.
Китай недооценивает США, считая их «лидером только на словах»
Президент США Обама не смог принять решение о военной операции в Сирии, даже когда был применен зарин и была пересечена красная черта. После этого то и дело повторяется мнение: «США перестали быть мировым полицейским».
В украинском вопросе США сразу объявили, что не будут применять военную силу. Однако в конце апреля после серии визитов эта позиция изменилась: «Мы без малейшего сомнения будем применять военную силу для обороны стран-союзников». Несмотря на это, Китай уже, возможно, смотрит на США только как на «лидера на словах».
26 мая премьер Японии Синдзо Абэ выслушал доклад по инциденту от министра обороны Японии Онодэра, после чего отдал распоряжение: «Не прекращать патрулирование». Нельзя останавливать деятельность по патрулированию и сбору данных. Прекращение наблюдения будет равнозначно признанию опознавательной зоны ПВО Китая, противоречащей международным нормам, а как следствие установление этой зоны и над Южно-Китайским морем.
В прошлом году представитель китайской стороны заявил: «Как только мы закончим подготовку, то установим еще ряд опознавательных зон ПВО». Китай сам обозначил свои намерения установить подобные зоны над всем Южно-Китайским морем. Если это произойдет, то Южно-Китайское море превратится во внутреннее море Китая, что уже невозможно будет игнорировать.
На заседании верхней палаты парламента Японии министр обороны заявил: «На встрече министров обороны в Сингапуре мы обозначили ситуацию всем участвующим странам». Начиная с 30 мая проведен ряд встреч по безопасности с участием министров обороны США и Австралии.
Под происходящим следует подразумевать волю Си Цзиньпина. Нет необходимости отвечать на провокации и самим провоцировать другие страны. При этом слабая позиция и уступки в переговорах могут привести к печальным последствиям в будущем.
Сейчас важно не только объяснить всему миру безосновательность действий Китая, но и укреплять военное взаимодействие с США, строить союз со странами Юго-Восточной Азии и Австралией, продолжать наблюдения, чтобы избежать возникновения непредвиденных ситуаций.
Вместе с этим необходимо налаживать механизмы связи между Японией и Китаем, разрабатывать систему коммуникации для предотвращения случайных столкновений над морем.