Прошло менее трех месяцев с момента аннексии Крыма, а Москва уже обещает миллиарды долларов помощи и налоговые льготы, чтобы черноморский полуостров стал образцом развития.
Однако существует как минимум одна большая проблема: регион славится закоренелой коррупцией и организованной преступностью, причем такая репутация есть и у некоторых представителей нового руководства региона.
После того, как в феврале российские войска захватили парламент Крыма, одним из первых засветился в лидерах 41-летний бизнесмен и политик по имени Сергей Аксенов.
Хотя Аксенов и его партия «Единая Россия» получили лишь три места в парламенте из ста человек, его назначили председателем Совета министров.
Всего лишь несколько недель спустя, 18 марта, он праздновал аннексию Крыма Россией. «Мы вернулись домой», — говорил он радостной толпе. «Крым в России! Спасибо России, ее народу и ее президенту».
Обвинения в адрес нового руководителя Крыма
Для Аксенова и его коллег аннексия, кажется, открывает путь к миру возможностей.
Однако Марк Галеотти (Mark Galeotti), профессор Нью-Йоркского университета и эксперт по организованной преступности в странах бывшего СССР, говорит, что Аксенова забросали обвинениями в том, что он имеет давние связи с преступным миром Крыма.
«Многие годы украинская полиция твердила о том, что в элите Крыма, даже по стандартам украинской политики, много фигур, которые участвовали в организованной преступности или были связаны с ней», — говорит Галеотти.
Он говорит, что, по данным полиции, Аксенов, который проходит под кличкой Гоблин, — член банды, занимающейся контрабандой сигарет.
Татьяна Курманова, журналистка, изучавшая биографию Аксенова по заданию Международного пресс-центра в Симферополе, говорит, что информация о криминальном прошлом Аксенова стала известна общественности в 2009 году. Именно тогда Михаил Бахарев, именитый член Русской общины Крыма, организации, занимающейся продвижением русской культуры, попытался исключить Аксенова потому, что его членство вредит репутации общины.
Читайте также: Сергей Аксенов - кто он?
«Бахарев апеллировал к полицейским докладам», — говорит Курманова. «Аксенов подал иск о клевете, но суд не пошел ему навстречу, потому что он не смог опровергнуть эту информацию».
Курманова утверждает, что судебные документы и другие свидетельства против Аксенова позднее были утеряны.
В криминальной деятельности также подозревается Владимир Константинов, спикер Крымского парламента.
Сергей Мокрушин, корреспондент Независимого пресс-центра, расследовал деятельность строительной компании Константинова «Консоль». «„Консоль“ получала разрешение на строительство многоквартирного дома, строила фундамент, иногда несколько этажей, чтобы убедить людей в том, что строительство ведется», — говорит Мокрушин. «Люди вносили деньги за строящиеся квартиры, однако сразу после этого строительные работы прекращались».
Мокрушин говорит, что таким образом были обмануты множество людей, и что они так и не получили назад свои деньги. Он уверяет, что «Консоль», которая сейчас является банкротом, также получила несколько государственных контрактов на строительство детских садов, однако работы так и не были завершены.
Журналисты говорят, что вероятность того, что кто-то подаст на Аксенова и Константинова в суд, близится к нулю.
Разговоры о казино
Считается, что в ряду мер по экономическому стимулированию развития Крыма есть и планы по введению там зоны, где будет разрешено играть на деньги, — сейчас таких зон в России лишь несколько.
Это привлечет группировки, занимающиеся организованной преступностью, говорит Галеотти — это, а также потенциал Крыма по превращению в центр контрабанды, начиная от афганского героина и заканчивая поддельными дизайнерскими товарами.
«Есть подозрение, что Россия не улучшит там обстановку, потому что в конечном итоге на настоящий момент Россия зависит от местных элит, которые фактически управляют регионом, и потому не захочет их сердить своими преследованиями», — говорит он.
В прошлом месяце российский президент Владимир Путин выпустил указ, который временно исключает чиновников Крыма из списка людей, которым российское законодательство запрещается заниматься бизнесом. Теперь у крымских политиков есть время до конца года, чтобы ответить требованиям этого и других законов, которые потребуют от них декларировать свои активы и сообщать о потенциальных конфликтах интересов.
Тем временем, конкуренция среди группировок может превратить Крым в опасное место, или даже спровоцировать конфликты в Москве.