«Если Франция решит не передавать [корабли], значит, это ее решение. Тогда верните деньги, но это, конечно, не даст нам возможности развивать отношения в военно-технической сфере». Чередуя жесткость и искренность, Владимир Путин в среду дал понять, что Россия в перспективе может предложить Франции новые оборонные заказы. Разумеется, при том условии, что Париж выполнит условия соглашения на поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» - вопреки критике международного сообщества и прежде всего США.
Подписанный в середине 2011 года договор на сумму в 1,2 миллиарда евро подразумевает строительство двух кораблей на верфях STX с Сен-Назере в партнерстве с петербургским судостроительным заводом. В тот момент он привлек к себе огромное внимание, потому что речь шла о первом после распада СССР контракте на поставку оружия с государством-членом НАТО. И это - на фоне недавней российско-грузинской войны.
В ходе тендера тандему DCNS-STX удалось обойти испанскую Navantia и южнокорейскую Deaewoo. «Мистраль» может играть роль вертолетоносца, плавучего госпиталя и военного транспорта и уже успел зарекомендовать себя у побережья Ливана. Кроме того, в московских властных кругах шли ожесточенные бои сторонников 100% производства в России и заказа иностранным компаниям.
Вторая группа вышла победителем, что предоставило российской судостроительной отрасли возможность частично восстановить утерянные ноу-хау благодаря внесенной в условия соглашения передачи технологий. Кроме того, договор предполагает возможность сборки еще двух «Мистралей», которые будут собираться в России с меньшим участием французской стороны.
«Мистраль» весьма важен для российского флота, однако страна все равно отличается самодостаточностью в военной сфере. Чтобы убедиться в этом, достаточно бегло взглянуть на цифры. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, с 2003 по 2013 год Москва импортировала оружие из шести стран на сумму менее 400 миллионов долларов. Однако экспорт за тот же самый период достиг отметки в 70 миллиардов долларов по всему миру. Более того, в числе клиентов России значится и Североатлантический альянс!