Похолодание в отношениях России и Запада и угроза третьей волны санкций по украинскому кризису вызывают серьезное беспокойство во французских деловых кругах, которые рассматривают российский рынок как спасительный резерв роста для выбивающейся из сил национальной экономики.
Выход из кризиса. Такова главная задача по мнению руководства крупнейших французских предприятий, которое как никогда активно выступает за поддержание нормальных торговых отношений с Россией. Об этом в частности говорил 23 мая президент Total Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie) на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В этом году на «российском Давосе» побывали многие ведущие французские бизнесмены и лоббисты, в том числе Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn), Доминик де Вилльпен (Dominique de Villepin), Клод Геан (Claude Guéant) и Александр Джури (Alexandre Djouhri).
Украинский кризис может омрачить франко-российскую торговую идиллию. За последние 13 лет объем двухстороннего товарооборота резко пошел в гору, достигнув отметки в 18,3 миллиарда евро. Французы покупают газ и нефть, а в Россию идут химические товары, оборудование, продукты и косметика.
Уязвимое положение французских банков
В России работает огромное множество французских предприятий (Auchan, Danone, Renault, Sanofi, Snecma, Safran, Alstom, Vinci, Total...): Франция стала первым поставщиком в транспортной сфере и занимает девятое место по объемам прямых инвестиций с результатом в 17 миллиардов евро.
Банковский сектор не отстает от промышленности. Société générale и BNP Paribas приобрели значительные доли рынка, но тут их поджидал ряд неприятностей. 7 мая в Société générale (практически полностью владеет Росбанком) сообщили о снижении стоимости активов на 525 миллионов евро за первый квартал 2014 года. Причиной тому стало замедление роста российской экономики и увеличение премии за риск в связи с усилением международного давления на Россию и угрозой третьей волны санкций из-за дестабилизации Украины. Французские банки тем внимательнее следят за развитием событий на российском рынке, что они могут потерять там до 40 миллиардов долларов.
С точки зрения Кремля, российско-французские отношения складываются как нельзя лучше: они опираются личные связи, действия агентов влияния, вручение орденов Почетного легиона, которые уже успели приколоть на отворот пиджака все приближенные Путина и многие генералы. Главные поборники развития двухсторонних связей в России — это Геннадий Тимченко (член Франко-российской торгово-промышленной палаты) и Владимир Якунин (сопредседатель Совета делового сотрудничества Россия-Франция). Оба они попали в санкционный список США, но избежали аналогичной участи в Европейском Союзе.
Российских моряков ждут в Сен-Назере
У основанных на взаимодополняемости (нефть и рынок в обмен на технологии, капиталы и ноу-хау) отношений России и Франции есть своя жемчужина: начатое Николя Саркози военно-стратегическое партнерство. Это сотрудничество зародилось после российско-грузинской войны 2008 года, когда Россия захватила грузинские регионы Абхазия и Южная Осетия и разместила там свои военные базы.
Франция стала единственной страной НАТО, которая решила упрочить связи с российскими военными, и обязалась поставить Москве два вертолетоносца типа «Мистраль». Контракт на сумму более миллиарда евро «пока еще остается в силе», недавно напомнил Франсуа Олланд.
В июне на судостроительный завод в Сен-Назере должны прибыть 400 российских моряков. Там они ознакомятся с управлением «Владивостоком», первым законченным «Мистралем». Второй корабль под названием «Севастополь» планируется отправить заказчику в 2015 году. Его корпус собирался в России, а недавно его спустили на воду для будущей отправки во Францию, где корабль оборудуют всем необходимым.
Хотя Франция активно выражала поддержку Украине во время нынешнего кризиса, она продолжает активно участвовать в ключевом для Владимира Путина проекте восстановления оборонной промышленности и повторного подчинения «ближнего зарубежья».