Китайская полиция вновь оказалась в центре нескольких громких скандалов. Обширную критику в интернете вызвало то, как полиция освещала дело с сектантами в Чжаоюане, провинция Шаньдун, забившими до смерти человека. Несколько случаев, когда полицейские открывали огонь на месте преступления, также заставили некоторых заговорить о «злоупотреблении огнестрельным оружием». Можно вспомнить и случай с Цао Цзюнем, юношей из Фэньяна, провинция Шаньси, выбросившимся из окна полицейского участка. Заместитель начальника этого участка был недавно отдан под суд, то есть были предприняты законные меры по урегулированию этого случая, однако инцидент все же вызвал еще одну волну отрицательных отзывов о работе полиции.
Если полагаться лишь на информацию и обсуждение в интернете, а также на сообщения некоторых СМИ, то полиция КНР предстает в виде крайне безответственного и бесчинствующего сброда, стоящего с простыми китайцами по разные стороны баррикад.
Это, конечно, не соответствует истине. Безусловно, китайская полиция не идеальна, существует немало связанных с ней проблем, есть и свои «паршивые овцы». Однако то, что эти силы делают огромный вклад в жизнь китайского общества — неоспоримый и огромный по своей значимости факт. Ни в коем случае не следует слепо доверять этим всплескам негодования в общественном мнении, свойственным эпохе интернета, и ошибочно полагать, что эти громкие обсуждения, в которых к тому же тяжело отделить ложь от правды, действительно показывают нам лицо всей полиции.
Продолжая самым пристальным образом расследовать отдельные случаи нарушений, мы должны также не забывать о том, как присутствие полиции сказывается непосредственно на нашей жизни. Когда вы ведете машину и видите полицейского, разве вы не начинаете бессознательно ехать более аккуратно? Когда вы видите представителя полиции ночью, разве это не заставляет вас ощущать себя в большей безопасности, несколько спокойнее и увереннее? Вот полицейские, которых мы видим в общественных местах или на площадях — разве можно их приравнять к тем отдельным людям, которые добиваются признания пытками и ни во что не ставят человеческую жизнь?
В полиции КНР служит несколько миллионов человек, и в их числе, конечно, попадаются и «паршивые овцы». Однако (и об этом можно говорить с еще большей уверенностью) они во всех смыслах являются меньшинством. Скорее всего, их в полиции не больше, чем в любой другой организации.
Есть одна очень говорящая цифра: каждый год при исполнении обязанностей погибает около 500 полицейских. Таким образом, в мирное время полицейские — группа работников государственного сектора с самыми высокими показателями смертности в Китае. В жизни мы часто жалуемся на низкую зарплату или усталость, однако уж у кого-то и есть право роптать на «соотношение цены и качества», так это у полицейских. У них острая нехватка кадров, решит полицейский в праздники прогуляться по улице — и тогда расслабиться не сможет. Они взвалили на себя груз ответственности за обеспечение общественной безопасности и оказание помощи в стране с самым большим населением на планете. Размер их зарплаты не идет ни в какое сравнение с объемом их обязанностей.
Сегодня публика неотступно следит за действиями полиции, выдвигает к ним бесконечно высокие требования. На это есть причины, в этом есть смысл. Полиция — часть государственного аппарата, с которой китайцы имеют дело каждый день, для многих жителей страны полицейские и есть некое «правительство» или «общественная власть». Они не только должны хорошо делать свою работу во всех отдельных случаях, но и поддерживать в глазах основной части населения авторитет всего правительства. На ком людям удобнее всего сорвать злобу, когда они чем-то недовольны? На полицейских. Видите ли, раз правительство берет на себя неограниченную ответственность за китайское общество, то должно оно, наверное, предоставлять им и возможность спускать пар.
Есть два факта, на которые следует обратить особенное внимание. Первый: китайская полиция пока еще не настолько идеальна, как того требует китайский народ. Второй: полицейские находятся под огромным давлением и при этом делают все возможное, чтобы двигаться в этом направлении. Личного состава в полиции слишком мало, в каждом уголке страны работает примерно столько же сотрудников вспомогательной полиции, сколько и представителей регулярного штата. Сама полиция относится к сложившейся сложной ситуации со всей серьезностью, однако всестороннее повышение уровня профессионализма кадровых полицейских и сотрудников вспомогательной полиции — дело такой же огромной сложности, как и всесторонняя модернизация китайской системы управления.
Полиция должна уметь воспринимать тычки и даже осуждение со стороны общественности, это один из импульсов, непрестанно толкающих ее вперед. Не следует рассчитывать на то, что в потоке критики будет ясно проявляться рациональное зерно. Правительство самостоятельно приспосабливается к ситуации с многообразием различных мнений, и эта работа не менее важна, чем усилия по «улучшению общественного мнения».
Являясь гражданами КНР, мы живем в реальности, где несколько миллионов полицейских каждый день защищают порядок на улицах и оказывают нам помощь, и в то же время постоянно находимся под влиянием общественного мнения. Если мы обнаруживаем в работе полиции какой-то конкретный недостаток, нужно горячо добиваться улучшения ситуации, но в то же время следует быть благодарными за то, что им удается сохранять благополучие и порядок в нашем непомерно огромном обществе. Решая, насколько полиция хороша или плоха, нам следует иметь силу делать независимые выводы, выходящие за пределы шума и гомона интернета.
Китаю всегда будут нужны люди, которые будут критиковать полицию, даже ругать ее. Общественное мнение всегда останется таковым. Однако эти колкие и неприятные вещи сыграют в обществе свою роль только в том случае, если люди будут сохранять трезвость мышления и готовность разбираться в сути дела. Зрелость общества — вот залог формирования плюрализма, носящего конструктивный характер.