Особенность политики президента Обамы заключается в непрерывной перезагрузке отношений, часто с упором на слово на слове «энергичная». Встретившись в Варшаве с вновь избранным президентом Украины Петром Порошенко, который завтра должен вступить в должность, Барак Обама пообещал, что на Украине при помощи Америки установится «энергичная» демократия, а в помощи США не откажут.
Потом он еще раз предупредил Россию, отмечающую двадцатипятилетние первых свободных выборов после распада коммунистической системы. Он предупредил Путина, исключенного из Большой восьмерки, но о котором G7 не устает говорить, что Польша не останется в одиночестве, как не будут брошены на произвол судьбы Литва, Латвия и Румыния. Он добавил, что это не просто слова, поскольку, в конце концов, он является президентом США. Но, кажется, главный смысл речи заключался в призыве к союзникам проснуться и вернуться к проекту единой армии или финансировать агонизирующее НАТО. «Свобода в Европе не гарантирована», — заявил Обама. Этот факт стоит учитывать.
Но вообще-то именно в тот момент, когда США только начали политику перезагрузки отношений с Россией, около двух дюжин политиков первого эшелона из Центральной и Восточной Европы написали Обаме письмо с просьбой помешать вторжению России в Грузию. «В наших столицах царит нервозная обстановка. Кажется, НАТО ослабело, потому что Россия действует методами девятнадцатого века», — говорилось в письме. Обама оставил это обращение без внимания. Европа просит вмешаться, но Обама опять не отвечает. У многих сегодня создается ощущение, что послание слишком запоздало, чтобы возыметь действие. Оно слишком противоречит речи в Вест-Пойнте, когда Обама говорил об отказе от использования армии, унижая подчиненных ему людей. Он огульно обвинил тех, кому столько раз приходилось прибегать к использованию военной силы из-за отсутствия альтернатив.
Если бы Обама пять лет тому назад предпринял нужные шаги, то Путин сегодня не действовал бы так дерзко и решительно. Если бы Обама не ввязывался постоянно в дела других стран, которым после его вмешательства, кажется, становится только хуже (отношения с «Братьями-мусульманами» в Египте, с Эрдоганом в Турции, а теперь ошеломляющее решение о поддержке палестинского правительства после того, как в 2008 году он заявил, что никогда не будет вести диалог с террористической организацией ХАМАС, которая входит в это правительство), то мир был бы более справедливым и стабильным. Обескураживает и то, что, возможно, в результате договора с Путиным Обама отказался от военной помощи сирийским повстанцам, хотя Асад переступил его «красную линию», применив химическое оружие. Отказ Обамы привел к дальнейшему использованию химического оружия и гротескным перевыборам Асада в качестве президента.
Фактически и на этот раз встреча Обамы с европейскими лидерами не открыла дверь Грузии, Молдавии и Украине. Обама решил не посещать Украину и, разумеется, не обещал никакой военной помощи. Единственным оружием остаются слова, например, заключительное сообщение G7, в котором говорится о «неприемлемости» действий России на Украине и о готовности «усилить целенаправленные меры». В результате в настоящий момент Путину грозят только санкции Меркель.