«Добро пожаловать в ад».
С такими словами обратился к своим согражданам исполняющий обязанности премьер-министра Украины Арсений Яценюк, когда в конце февраля на него возложили обязанности по управлению осажденной и обремененной долгами страной до избрания нового президента.
Но даже теперь, после субботней инаугурации миллиардера и «шоколадного короля» Петра Порошенко на пост главы государства, настоящие беды украинцев - еще впереди.
С начала 2014 года украинская валюта, гривна, потеряла треть своей стоимости. Огромные участки территорий на юге и востоке страны были захвачены пророссийскими ополченцами. Национальное банкротство удалось предотвратить только благодаря срочным денежным вливаниям со стороны западных стран, которые очень скоро растворятся без остатка, если украинские власти не искоренят коррупцию.
Порошенко, чей предвыборный слоган звучал как «Жить по-новому», получает в наследство глубоко раздробленную страну, находящуюся на грани катастрофы, и государственный строй, оказавшийся объектом резкой критики Кремля, утверждающего, что он ущемляет интересы этнически русского восточного промышленного пояса в пользу желания жителей запада Украины ассимилироваться с Евросоюзом.
Украинские политики, которые управляли страной на протяжении 23 лет с момента обретения независимости, подвергались суровой критике со стороны их американских и европейских союзников за то, что они не смогли реформировать экономику, зависимую от государственных субсидий, и обогатили олигархов за счет населения.
Порошенко является одним из этих олигархов, и его состояние сейчас оценивается в 1,6 миллиарда долларов. Он также был далеко не последним представителем украинских политических кругов, успев поработать в правительствах по обеим сторонам разрыва между теми, кто хочет переориентировать страну на западные ценности, и теми, кто считает, что будущее Украины тесно связано с Россией.
Эти конкурирующие точки зрения лежат в основе текущего кризиса, и поиск компромисса между ними является той задачей, которую сам Порошенко называет одним из своих главных приоритетов: ему необходимо положить конец вооруженному конфликту на востоке Украины и вновь сплотить страну после шести месяцев народных волнений.
Успех выполнения задачи номер один в списке Порошенко во многом зависит от того, сможет ли он вместе с российским президентом Владимиром Путиным найти компромисс в вопросе о тех фундаментальных противоречях, которые лежат в основе текущего вооруженного конфликта.
В пятницу, 6 июня, между Путиным и Порошенко состоялась короткая беседа во Франции, во время церемонии празднования 70-летней годовщины высадки союзных войск в Нормандии, которая изменила ход Второй мировой войны. Оба лидера заявили о необходимости положить конец вооруженным столкновениям на Украине, в ходе которых за последние несколько недель погибли 200 человек, и выразили свое согласие в том, что единственный способ выйти из кризиса — это мирные переговоры, подчеркнул представитель Путина Дмитрий Песков.
На своей страничке в фейсбуке пресс-секретарь Порошенко Ирина Фриз сообщила, что лидеры решили начать переговоры уже в воскресенье, когда на Украину приедет представитель России. По его ее словам, Порошенко также сообщил ей, что ему дали понять, что российский парламент намеревается отменить свое мартовское разрешение на ввод российских войск на Украину, и что российские вооруженные силы будут сотрудничать с украинской армией с целью укрепления границы в районах конфликта.
По сообщениям Кремля, в своей беседе с Порошенко Путин сказал, что сейчас у Украины появилась возможности выйти из кризиса, потому что на руках нового украинского лидера нет крови, имея в виду военную операцию, начатую временным правительством и направленную на возвращение территорий, захваченных сепаратистами.
«В этом высказывании заложен глубокий смысл, и, говоря это, Путин продемонстрировал свое уважение к новому лидеру и готовность с ним сотрудничать», — говорит Анна Васильева, профессор российской и украинской истории и политологии Института международных исследований города Монтерей.
Она считает Путина и Порошенко прагматиками, которые хорошо понимают бесперспективность и риски продолжения гражданской войны.
Но, по ее словам, восстановление мира в районах вооруженных конфликтов потребует от обоих лидеров компромисса.
По некоторым сообщениям, Путин и Порошенко сошлись во мнении, что украинская армия и пророссийские ополченцы должны прекратить боевые действия. Но новому украинскому лидеру будет довольно трудно справиться с этой задачей, поскольку его сограждане обеспокоены тем, что отступление сейчас может означать потерю оккупированных территорий в пользу России или ополченцев.
По словам Васильевой, Путин не собирается аннексировать восточные области Украины, как он сделал это с Крымом, поскольку в этом широком промышленном поясе, расположенном между реками Дон и Днепр, находятся устаревшие и зависимые от государственных субсидий предприятия, и проживают сотни тысяч пенсионеров, которые станут тяжелым бременем для российской экономики.
Но Россия нуждается в постоянных поставках военной и промышленной техники, которая производится в Донбассе. И, по словам Васильевой, чтобы гарантировать бесперебойные поставки самолетных двигателей, систем наведения ракет, транспортных насосов, железнодорожных вагонов и других товаров, Москве потребуется оказать существенную экономическую помощь Украине.
Будущее шахт и заводов, которые не приносят доходов Украине, но которые нужны России, лежит в основе текущего конфликта. Предшественник Порошенко Виктор Янукович лишился своего поста в феврале в результате массовых демонстраций, начавшихся после его решения отказаться от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом. Несмотря на то, что до превращения в полноправного члена Евросоюза должно было пройти еще много лет, в какой-то момент Киеву пришлось бы прекратить субсидировать устаревшие заводы, в результате чего сотни тысяч людей лишились бы работы и прекратились бы поставки важнейших компонентов оборонных систем в Россию.
Путина считали той силой, которая заставила Януковича отказаться от подписания договора об ассоциации в ноябре 2013 года, после чего Кремль наградил украинского президента большой скидкой на природный газ. Эта и другие попытки России сохранить тесную связь украинской экономики с Россией оказались безуспешными после свержения Януковича.
В ходе своей предвыборной кампании Порошенко пообещал возобновить подготовку к подписанию договора об ассоциации с Евросоюзом после вступления в должность. Он отверг призывы западных украинцев к сотрудничеству с НАТО, объяснив это тем, что сопротивление со стороны России и большей части востока Украины приведет к бессрочному вооруженному конфликту.
По словам Васильевой, Путин — реалист, поэтому он, вероятнее всего, смирится с экономическими связями Украины с Западом в обмен на обещание сохранять военный нейтралитет.
Между тем, другие аналитики достаточно скептически относятся к вероятности благополучного разрешения конфликта.
«Перед нами - по-настоящему ужасная ситуация. Он не сможет выиграть», — считает Мэтью Рожански (Matthew Rojansky), директор Института Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона. С его точки зрения, чтобы восстановить экономику, Порошенко потребуется провести структурные реформы, «которые подорвут его авторитет в глазах тех людей, которые привели его к власти».
Западные союзники потребовали, а Порошенко пообещал провести «полную, системную перезагрузку Украины», сделав ее страной с прозрачным бюджетом, новыми парламентскими выборами, а также страной, способной выполнять свои обязательства перед международными кредиторами. Между тем, для России главным приоритетом являются изменения в конституции, предполагающие передачу ряда полномочий регионам, где местные правительства смогут контролировать экономическую и внешнюю политику и получат возможность в том числе блокировать вступление Украины в Евросоюз и НАТО.
«Сейчас у Порошенко нет возможности прийти к какому-либо временному соглашению с Россией, а также олигархами и населением юго-востока Украины, если только они не получат право вето, а это уже неприемлемо для западных украинцев, — считает Рожански. — Это по-настоящему безвыходная ситуация».