Сайт The Conversation, в котором «научная строгость» объединяется с «публицистическим стилем», предлагает весьма интересную точку зрения на "кошачью эпидемию", которая вот уже не первый год свирепствует существует в интернете.
Нам всем прекрасно известно, что в интернете легко можно найти видеозаписи целых опер, театральных постановок, университетских лекций, конференций известных специалистов, современного искусства и т.д. Тем не менее, мы в подавляющем большинстве предпочитаем развлекаться, смотря видеоролики, в которых кошки врезаются лбом в стеклянную дверь или принимают удивительные позы, как знаменитый кот-ворчун Grumpy Cat.
Почему? Если отложить в сторону наши релятивистские и постмодернистские тенденции (сравнивать кошачьи видео с Шекспиром — это просто преступление!), стоит обратить внимание на экономиста Джейсона Поттса (Jason Potts), который предлагает рассмотреть ситуацию через призму возникшей в 1960-х годах теоремы Алчиана-Аллена.
Из этой теоремы следует, что когда на определенную категорию благ устанавливается дополнительная фиксированная цена, товары лучшего качества несколько обесцениваются по отношению к товарам более низкой категории.
Вот вам пример. Страна выпускает посредственное вино за 5 евро и прекрасное вино за 10 евро. Купить бутылку хорошего вина стоит вдвое дороже. При экспорте за границу необходимо добавить еще 5 евро на транспортировку. В результате плохое вино будет стоить 10 евро, а хорошее — 15 евро. А разница в цене составит «всего» 1,5 раза...
Но давайте перейдем к интернету. Вот, что пишет автор статьи:
«Интересный момент здесь в том, что существует и обратное действие, когда мы убираем добавочную стоимость. Именно это и происходит в интернете: он отменяет расходы на транспорт, что относится в равной степени к контенту высокого и низкого качества. (...) Варианты низкого качества начинают казаться дешевле, а качественные предложения — дороже».
«Интернет снижает затраты на "транспортировку" каждой идеи, хорошего или плохого качества», — приходит к выводу специалист. В микроэкономике это означает больше видео с кошками и меньше оперы Вагнера.
Сложно сказать, черпал ли автор статьи вдохновение в работе другого блогера или же произошедшее - просто совпадение, но похожее сравнение уже было опубликовано в 2011 году в экономическом блоге Джеймса Освальда (James Oswald). В применении к экономике культурных ценностей теорема означает, что если вам необходимо проделать долгий путь, чтобы попасть на концерт (хороший или плохой), вы будете осознанно и внимательно подходить к решению о поездке. Но если транспортные расходы сводятся практически к нулю, опере для просмотра нужно «доставить не меньше удовольствия, чем сотням видео с кошками».