Тот факт, что минувшие президентские выборы на Украине увенчались убедительным успехом, не в последнюю очередь связан с активным участием в избирательной кампании волонтеров, многие из которых были, кстати, женщинами. Наблюдатель от ОБСЕ Хелен Корнблум видела их работу своими глазами.
Рассказывая об инаугурации нового президента Петра Порошенко, украинская ведущая телевизионных новостей едва могла говорить, целиком и полностью находясь во власти эмоций. По ее словам, она уверена в том, что ее чувства разделяют все матери и подруги молодых людей, погибших минувшей зимой на Майдане, а также всех жертв насилия в Луганской и Донецкой областях на востоке страны.
Ее слова напомнили мне о том, какую тяжелую ношу пришлось вынести украинским женщинам во время по-прежнему продолжающегося кризиса. Некоторых из них мне лично довелось повстречать пару недель назад — в первую очередь тех, кто работал над подготовкой голосования в Харьковской области на востоке Украины. Они находились на территории избирательных участков, несли ответственность за ситуацию на местах и заботились о том, чтобы в их стране восторжествовали порядок и справедливость.
Мои друзья в Берлине переживали по поводу моего решения отправиться на украинские выборы в качестве наблюдателя от ОБСЕ именно в тот момент, когда все телеканалы и радиостанции рассказывали о ежедневных всплесках насилия в этой стране. Но я хотела своими глазами увидеть, какова ситуация там на самом деле.
Я была активисткой правозащитного движения в далекие 1970-е и 1980-е годы, когда казалось, что до момента, когда наблюдателей будут пускать на выборы, еще лет сто. Кроме того, мне показалось чем-то самим собой разумеющимся оказать помощь людям, говорящим по-русски и по-украински.
Большинство из них хотят «в Европу»
Избирательный участок, к которому «прикрепили» меня, охватывал несколько деревень и два маленьких городка, расположенных в паре часов езды от мест, в которых сепаратисты воюют с центральными властями.
Одной из первых, с кем мне довелось познакомиться, оказалась милая и приветливая пенсионерка, бывшая учительница начальных классов. Нам с напарником — бывшим финским полицейским — показалось, что для нее и других волонтеров, участвовавших в подготовке голосования, мы стали первыми иностранцами, которых они увидели в своей жизни.
Почти повсюду нас приветствовали и обнимали как представителей Европы и внешнего мира вообще, как людей, поспешивших к ним на помощь. Они хотели, чтобы мы поведали миру их историю и помогли им попасть «в Европу».
Читайте также: Как сплотить украинскую нацию?
Они были настроены оптимистично, но, вместе с тем, испытывали страх. «У нас тут есть все, что нам нужно, — сказала бывшая учительница со слезами на глазах. — Но этим детям, которых я учила, нужно безопасное будущее. Поэтому это насилие должно быть остановлено».
Борьба с коррупцией
Насилие и коррупция — вот две темы, на которые высказывались все. «Какой явки избирателей вы ожидаете?», спросила я. «Вы знаете, люди разочаровались в политике», — отвечали мне обычно.
«Мы голосовали за Януковича, — сказал мэр одной из деревень, в которой вообще не было нормальных дорог. — 75 процентов наших налогов направляются в Киев, объяснил он нам, — А тех 25 процентов, которые остаются нам самим, недостаточно, чтобы отремонтировать хоть что-то. Главной причиной этого является коррупция».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Порошенко в своей иннаугурационной речи торжественно поклялся бороться с коррупцией, что, по его словам, будет залогом внутреннеполитической стабильности и краеугольным камнем настоящего государственного самосознания граждан. Он четко дал понять, что поддержание и подпитывание уверенности людей в том, что в этой стране возможны честные экономические отношения, является главной предпосылкой для достижения основной цели Украины — полноценного членства в Европейском Союзе.
Блюстители закона берут взятки
Если кто-то решил заняться бизнесом, или даже если кто-то просто хочет пройтись по улице, всегда найдется некто, с кем нужно будет поделиться деньгами, сказал молодой человек, имеющий свой небольшой бизнес. Жизнь здесь идет почти по тем же правилам, по каким она шла во времена существования «серой» экономики СССР.
«Посмотрите на эту машину, — сказал мой новый друг. — Милиционер на свою обычную зарплату не смог бы ее себе позволить». Я была удивлена, увидев здесь, на школьном дворе украинской деревни, «сестру-близняшку» своей машины Honda CR-V, которую мы неделей ранее купили в американском Нэшвилле (штат Теннесси) и которая теперь находилась за многие тысячи километров отсюда.
Очевидно, хозяином этого автомобиля является блюститель закона, который должен был охранять урны для голосования на этом избирательном участке. Любой украинец легко догадается, что купить такое авто можно, только если брать взятки. На любого «нормального» гражданина это понимание действует очень удручающе.
Выборы «необычайно высокого уровня»
Несмотря на крайне тяжелое положение в стране, то, как украинцам удалось провести эти выборы, произвело на наблюдателей от ОБСЕ очень сильное впечатление. Мы возвращались из разных уголков страны в Киев, написав подробные отчеты о своих наблюдениях. У многих из моих коллег лица буквально светились от радости. А некоторые из них были наряжены в национальные украинские костюмы.
Сотрудники ОБСЕ, принимавшие и оценивавшие наши отчеты, оценивали выборы как «законные», «прошедшие в соответствии с международными обязательствами» и «прошедшие на необычайно высоком уровне».
Результатом голосования стала безоговорочная победа Порошенко, получившего более 60 процентов голосов. Праворадикальные партии довольствовались всего двумя процентами — в отличие, кстати, от результатов выборов в таких странах, как Франция или Великобритания.
Я снова и снова думаю об этих прекрасных и решительных женщинах, с которыми мне довелось познакомиться. Я надеюсь, что они услышали слова своего нового президента, и желаю им безопасного, хорошего и европейского будущего.