Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа и мы: как надо дружить с русскими

Не чиновник должен решать, кто вбивает, а кто не вбивает клин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если мне не нравится политика Путина на Украине, если я против вхождения Армении в Таможенный союз, значит ли это, что я вбиваю клин в дружбу между двумя народами? Согласно высказываниям некоторых российских чиновников, получается, что вбиваю. То есть, если ты хочешь быть другом России, то должен восхищаться тем политическим курсом, который провозгласила действующая власть этой страны.

В течение последних пяти лет я по Первому каналу Армянского телевидения (H1) подготовил много передач об известных русских композиторах - Чайковском, Римском-Корсакове, Прокофьеве, Стравинском. Каждому было посвящено по 4-5 передач. Этими передачами я, как мне кажется, внес свой скромный вклад в армяно-российскую дружбу. Надеюсь, что и дальше смогу своей деятельностью выразить уважение и признательность России, давшему гениев русскому народу и его прекрасной культуре.
 
И теперь, если мне не нравится политика Путина на Украине, или если я против вхождения Армении в Таможенный союз, то значит ли это, что я вбиваю клин в дружбу между двумя народами? Согласно высказываниям некоторых российских чиновников, получается, что да, вбиваю. То есть, если ты хочешь быть другом России, то должен восхищаться тем политическим курсом, который в данный момент провозгласила действующая власть этой страны. А если, скажем, через 10 лет в России к власти придет другой лидер и начнет критиковать этот курс, мы должны начать восхищаться этой критикой, колебаться, так сказать, в унисон с партийной линией? Почему чиновник должен решать, как надо дружить с той или иной страной, и что именно вбивает, и что не вбивает клин в наши отношения? А может быть, наоборот, этот клин вбивает поведение «начальника» в чужой стране?
 
Точно так же, как не армянский чиновник должен решать – «патриотична» ли моя деятельность, или нет? Если я действую в рамках закона, остальное решать мне самому.
 
Возвращаясь к теме России, скажу, что культура этой страны не ограничивается теми явлениями, которые были дозволены III отделением Бенкендорфа, царской «охранкой», «кагэбэ», или, скажем, ведомством Мединского. Очень часто наоборот, эта культура (в широком смысле слова) создавалась наперекор таким учреждениям. В качестве доказательства приведу цитату из труда русского философа первой половины XIX века, друга Пушкина Петра Чаадаева «Философические письма», которые вышли в свет в 1829-31 гг. «А знаете ли Вы вот что: в сущности, до Гомера, греков, римлян, германцев нам, русским, нет никакого дела. Нам все это вполне чуждо. Но что поделаешь! Поневоле приходится говорить языком Европы. Наша чужеземная цивилизация так загнала нас в Европу, что хотя мы и не имеем ее идей, у нас нет другого языка, кроме языка той же Европы; им и приходится пользоваться. Если ничтожное количество установившихся у нас умственных навыков, традиций, воспоминаний, если ничто вообще из нашего прошлого не объединяет нас ни с одним народом на земле, если мы на самом деле не принадлежим ни к какой нравственной системе вселенной, своими социальными мерками мы все же связаны с западным миром», – писал Петр Чаадаев, бывший офицер, который во время войны 1812 года храбро сражался за свою родину.
 
Этими письмами Чаадаев явно «вбивал клин» в российско-европейские отношения.  Вероятно, именно в этом причина того, что официальная пропаганда назвала его безумцем. Если бы сегодня он был блогером, его сайт был бы закрыт.