Бизнес идет туда, где есть экономическая сила. В 1920-х годах британскому бизнесу принадлежало 40% общемирового объема прямых иностранных инвестиций. Но уже к 1967 году США завоевали лидерство, и захватили 50% мирового рынка прямых инвестиций. За этими сухими цифрами стоит, как это ни странно, культурная революция. Британцы внедряли телеграф и строили железные дороги в Латинской Америке. А вот Американский бизнес продавал идею хорошей жизни, отточенную Голливудом и рекламой. Компания Kellogg’s изменила традиционный завтрак богачей, а Kodak их вспоминания о праздниках. И теперь на очереди следующая корпоративная революция, которая наступает на Азию. И она, как те, предыдущие, изменит жизнь нашего мира.
То, что азиатский капитализм нарастил мускулы, сегодня очевидный факт. С 1984 года доля Азии в мировом ВВП выросла с 20% до 28%. Это мировая производственная фабрика, многообразный регион, где конкуренты связаны общей цепью взаимных поставок. Но, как достаточно цинично замечают британские эксперты, этому гигантскому организму не хватает, по их мнению, сообразительности и глобального мышления. Сегодня Азия производит 76% мирового объема черных металлов и на ее долю приходится 44% всех загрязняющих выбросов. При этом лишь одна десятая часть известных мировых брендов и венчурных предприятий ассоциируется с этим регионом. Азиатские транснациональные компании слабо используют свою мощь и силу, при том, что им принадлежит 17% мирового объема прямых иностранных инвестиций. В богатой Японии и Южной Корее есть целая плеяда суперзвезд, таких как Toyota и Samsung. Однако мало кто из других компаний главенствует на мировой сцене.
Британские наблюдатели считают, что это результат того, что азиатский капитализм до сих пор был слишком «домашним». В период экономического бума 2002-2010 годов прибыль легко получалась на внутреннем рынке, что было обусловлено тем, что экономический рост шел высокими темпами, а при этом рабочая сила и кредиты оставались дешевыми. Две трети крупных азиатских компаний контролируются государством или «коммерческими домами» (часто семейного управления). Как правило, господствующие в бизнесе группы очень близко связаны с правительством и получают дешевую землю и займы. Половина состояния азиатских миллиардеров делается в отраслях, где огромную роль играют «нужные связи», таких, например, как торговля недвижимостью, кстати, если сравнить, то в этом секторе на Западе, доля богатейших людей, сделавших свои капиталы на недвижимости, составляет, лишь 15%. Везде, кроме Японии, Тайваня и Южной Кореи, пренебрегают инновациями. Индийский и китайский гиганты автомобилестроения Mahindra & Mahindra и Great Wall тратят на исследования и разработки сумму, составляющую 3% от бюджета R&D компании Volkswagen.
Несовершенство и минусы азиатского бизнеса стали настоящим подспорьем для западных компаний. Пример с iPhone со всей ясностью демонстрирует, почему. При том, что iPhone собирается руками китайских рабочих, но не китайцы, а те, кто все придумал в компании Apple и производители высокотехнологичных комплектующих в развитых странах получают практически все доходы от производства. Правда, эксперты, тем не менее, замечают, что все же начала обозначаться другая тенденция — принципы, лежавшие в основе азиатского капитализма в течение последних двух десятилетий, меняются. Азиатским компаниям приходится «умнеть», быть более подвижными и становиться глобальными.
Читайте также: Кто взял курс на Азию?
Непосредственным стимулом к этой перемене стало снижение эффективности производства: экономический рост замедлился, а стоимость акций азиатских компаний уже в течение последних трех лет отстают от американских на 40%. Кроме того, как считают аналитики, существуют три более глубокие тенденции. Во-первых, растет стоимость труда, прежде всего в Китае, а на всем пространстве Восточной Азии наблюдается старение работоспособного населения. Во-вторых, растут запросы представителей азиатского среднего класса. Их уже не удовлетворяют поддельные сумки Louis Vuitton, им хочется дышать чистым воздухом, питаться безопасными продуктами и иметь больше свободного времени, они страстно влюблены в интернет. В-третьих, возросла конкуренция со стороны западных транснациональных компаний, которые инвестировали в Азию 2 триллиона долларов. Теперь они также используют относительно дешевый труд, но их системы поставок, бренды и проекты R&D находятся на куда более высоком уровне.
Сейчас настало время, когда компании на своих внутренних рынках чувствуют себя уже не так комфортно и расслаблено. Азиатские компании начинают адаптироваться и наращивают силы. В регионе обозначились новые торгово-производственные тенденции. Рост заработной платы на предприятиях (например, пошива одежды), обусловил начало процесса смещения производства из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Африку. Особенно быстро сориентировались и преуспели на этом поле японские компании, которых, кроме всего прочего, беспокоит вероятность войны со своим вечным соперником — с Поднебесной. Очевидно, что у Китайского бизнеса наступает качественно новый этап. Большое число компаний и предприятий приступили к автоматизации производства и принимают планы по переходу к производству наукоемких и высокотехнологичных изделий и продуктов. Китайский бизнес прорывается в верхние эшелоны глобального рынка. У южнокорейского бизнеса в этой связи своя задача: играть на опережение в этой конкурентной гонке. Поэтому, например в 2013 г. затраты Samsung на R&D выросли на 24%. Эксперты считают, что если Индия и Индонезия, по определению британцев, неуклюжие азиатские гиганты, приведут положение своих дел в порядок, то эти две страны станут привлекательным местом для создания новых рабочих мест на производстве. Том производстве, которое постепенно переползает из Кореи и Китая. При этом обязательно нужно иметь в виду, что ведущие компании Индии и Индонезии тоже быстро прогрессируют и становятся более наукоемкими. Индийские компании, которые еще недавно специализировались лишь на том, что предоставляли услуги IT-аутсорсинга, и воспринимались исключительно как источник рабочей силы, теперь занимают лидирующие позиции в области обработки данных.
Аналитики считают, что именно рост потребительских ожиданий помогает интернет-компаниям существенно изменить работу ряда традиционных отраслей экономики. Очевидный пример: Китайский интернет-гигант Alibaba осваивает рынок банковских услуг, телекоммуникаций и логистики. Эксперты солидарно прогнозируют, что его стоимость может достичь 150 миллиардов долларов — то есть, больше, чем оценивается вся сталелитейная промышленность Китая. В Китае разработан План реформы государственных предприятий, цель которого повысить восприимчивость предприятий (производителей товаров и услуг) к запросам потребителя. Глава гиганта China Mobile, Xi Guohua, планирует раздать акции предприятия сотрудникам компании. Наблюдатели отмечают и растущий спрос на оказание медицинских услуг в странах Азии, что совершенно очевидно обозначает еще одно направление, которое наверняка даст толчок развитию поколения новых компаний. Сейчас на медицинскую отрасль приходится всего 4% регионального рынка ценных бумаг, в это же время в богатых странах ее доля составляет 12%.
Также по теме: Почему рост экономик БРИК замедлился?
Чтобы бросить вызов иностранным конкурентам, азиатские компании выходят на глобальный рынок, по примеру успешных игроков глобального масштаба Samsung и Toyota. Азиатский бизнес перестраивается, при том мощно, активно и агрессивно. И тому много примеров. Преуспевающий китайский производитель компьютеров Lenovo внедрил на своих предприятиях западный стиль управления и нанял большое число иностранных специалистов. Китайская компания Huawei уже серьезно обогнала Ericsson по объему производства телекоммуникационного оборудования. Китайский «Facebook» — Tencent — нанял футболиста Lionel Messi для рекламы своих услуг за границей. Индийская Sun Pharma сегодня крупнейший в мире производитель дженериков. А Tata Sons стала первоклассной IT-компанией и производителем автомобилей класса люкс.
Итак, громоздкие азиатские коммерческие дома эволюционируют в современные транснациональные компании с четкими ориентирами и задачами.
Азиатскому бизнесу нужно сделать еще многое. Крупные компании тратят на R&D на 50% больше, чем пять лет назад, но они должны продолжать очень интенсивно работать в области прорывных инноваций. Многопрофильные корпорации должны сосредоточиться на нескольких областях, в которых они смогут достигнуть мирового уровня. Правительство, полагают эксперты Economist, также может внести свой серьезный вклад: нужно прекратить вмешиваться в работу госкомпаний, минимизировать влияние на руководство предприятий, которые под этим давлением буквально задыхаются.
А вот западным компаниям следует быть бдительными, уверены западные аналитики. В некоторых отраслях, таких как самолетостроение, по-прежнему существуют серьезные барьеры, однако в других сферах обладание брендами и технологиями больше не гарантирует защиты от растущей азиатской конкуренции. Угроза низкооплачиваемым рабочим местам на Западе может отступить. С 2000 года заработная плата работников китайской компании Haier выросла с 5 до 25% от того, что зарабатывают их американские коллеги. А вот копирайтеры, ученые и дизайнеры могут испытать на себе конкуренцию со стороны Востока.
История показывает, что потребители адаптируются быстро. Через двадцать лет Япония будет поставлять чудесные средства от старости, Индия — лучшие интернет-приложения, а Китай — модную одежду. А рисовая каша конджи и блинчики доса в расфасовке мирового производителя будут соперничать с некогда передовым продуктом — кукурузными хлопьями. Азиатский капитализм изменит наш мир и, может даже то, что мы едим на завтрак.
В этом контексте на Лондонских аналитиков сильное впечатление произвели итоги визита президента России Владимира Путина в Китай. Угрозы новых санкций в отношении России, которые потоком идут из Вашингтона и которым следом вторят страны Евросоюза совершенно оторваны от реалий сегодняшней жизни, хода движения мировой политики и глобальной экономики, четко обозначенных совершенно новых ориентиров. Уже через 8-10 лет ВВП стран БРИКС превысит объем ВВП стран «семерки». И это уже завтра, и это не мечты и чьи-то радужные прогнозы. Это реалии, с которыми придется считаться. Это ход событий со всеми вытекающими последствиями для современной системы международных отношений во всех ее аспектах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.