В Эдинбурге дан официальный старт агитационной кампании перед референдумом о независимости Шотландии, однако все меньше жителей провинции выступают за выход из состава Соединенного королевства.
У Шотландской национальной партии остается всего лишь 16 недель, чтобы убедить жителей провинции в необходимости разорвать союзные отношения с Англией, установленные еще в 1707 году. Как выясняется, весомых экономических аргументов в пользу независимости у националистов почти не осталось, поэтому кампанию они будут строить главным образом на патриотизме и требовании социальной справедливости. Создаваемый ими образ свободной Шотландии заметно полевел: в центре нового государства должны оказаться бедные и обездоленные, затаившие многовековую обиду на Лондон. Именно на эту часть электората, видимо, поставили националисты, которые, согласно социологическим опросам, с треском провалят исторический референдум, к которому их предшественники стремились десятилетиями.
Спустя несколько дней после официального начала кампании, всего 34 процента респондентов были готовы поддержать независимость Шотландии, а большинство – 52 процента – пожелали остаться в составе Соединенного королевства. Еще в марте число сторонников независимости достигало 40 процентов, примерно столько же было ее противников.
«Пожалуйста, не упустите этот прекрасный шанс создать лучшую и более справедливую Шотландию, – трогательно уговаривает своих земляков шотландский актер Дэвид Хайман (David Hayman), являющийся одним из немногих знаменитостей, поддержавших идею о независимости. – Это самое волнительное время за последние 300 лет. У нас есть возможность, ресурсы и творчество, чтобы построить страну на основах социальной справедливости». Впрочем, сторонники независимости больше не делают акцент на природных ресурсах. Идея создания нефтяной сверхдержавы, популярная еще несколько лет назад, разбилась о статистику. Доходы от нефти за последние три года сократились почти на 40 процентов, и уже сегодня Шотландия является дотационным регионом.
Кроме того, Лондон уже намекнул, что независимой Шотландии придется платить свою часть по долгам Соединенного королевства. Несмотря на то, что националисты призывают воспользоваться прецедентом советских долгов, когда все обязательства по ним переняла Россия, такой сценарий маловероятен. По разным подсчетам, на обслуживание долгов Эдинбургу не хватит даже доходов от нефти.
Практически все независимые исследования, проведенные в течение последних месяцев, сходятся во мнении: экономика нового государства столкнется с серьезными проблемами, не получив практически никаких преимуществ.