На текущей неделе в Бразилии стартует Чемпионат мира по футболу 2014 года. Для меня, для поклонников футбола это прекрасные дни. В 32 представленных на чемпионате странах печать будет особенно изобиловать ностальгическими рассказами о прошлых героических победах и трагических поражениях, а также спекуляциями в отношении чемпионата этого года.
Помимо бесконечного потока бесполезных анекдотов и футбольных фактов, мы также сталкиваемся с некоторыми теневыми сторонами футбола как глобального развлекательного шоу. Economist резюмировал свой скептический подход в заголовке: «Красивая игра, уродливый бизнес». Ассоциацию FIFA еженедельник назвал коррумпированной бандой, которую с 1998 года возглавляет Зепп Блаттер, обвиняемый в нескольких финансовых скандалах, в том числе и получении тайных взяток за поддержку Катара при голосовании за право проведения чемпионата мира 2022 года.
Другие издания сделали акцент на том факте, что Бразилия — это страна, которая без ума от футбола, но в то же время она населена миллионами бедных граждан, организующих забастовки и выходящих на улицы, чтобы продемонстрировать свой гнев в отношении 8,5 миллиарда евро, которые расходуются из средств налогоплательщиков на стадионы и безопасность, в то время как многие бразильцы не имеют доступа к образовательным и медицинским услугам.
Но больше всего меня поразила статья нидерландской газеты De Volkskrant об ослаблении национальной идентичности сборных. Во многих странах Европы и всего земного шара чемпионат мира является главным торжеством современной версии национального единства, а также ненасильственным заменителем форм агрессивного национализма, исчезнувших после десятилетий мира и благополучия. На многих прошлых крупных турнирах в состав национальных сборных входили игроки, родившиеся в тех странах, которые они с гордостью представляли — так же, как и их родители, бабушки, дедушки. De Volkskrant отмечает, что это больше не так.
Треть футболистов, выступающих на чемпионате мира в Бразилии, имеют двойное гражданство и вполне могут играть в составе команды другой страны. Английский социолог Энтони Кинг называет их «транснациональными игроками». Сегодняшние национальные сборные стали лучшим доказательством того, что «чистому» государству, все граждане которого разделяют единую историю и в значительной мере похожее прошлое, пришел конец. Заметное количество игроков практически во всех участвующих в чемпионате мира в Бразилии командах или сами родились в другой стране, или имеют родственников, родившихся за границей. Также есть футболисты, выступающие за национальные сборные стран, в которых они получили паспорт только потому, что прожили там определенное время.
Приведем несколько примеров. В сборной Швейцарии помимо собственно швейцарцев представлены 12 других национальностей. В командах Франции, Бельгии и США схожая картина. «Старомодны» только сборные Эквадора и Южной Кореи. Эти команды не испытали влияния глобализации и набирающей силу тенденции отбора игроков в сборную по спортивным или коммерческим причинам.
Одним из центральных полузащитников сборной Нидерландов является Джонатан де Гузман, уроженец Канады, его отец — родом из Филиппин, мать — из Ямайки. Наиболее яркий пример из числа транснациональных игроков — 19-летний талантливый левый крайний полузащитник «Манчестер Юнайтед» Аднан Джанузай, который по правилам FIFA может представлять Бельгию, Албанию, Хорватию, Сербию, Боснию и Герцеговину или Турцию. В конечном счете Джанузай предпочел страну, где он родился, — Бельгию.
На Турцию этот новый феномен оказывает несколько иное воздействие. Причина заключается в том, что большинство талантливых турок, имеющих двойное гражданство, предпочитают играть за какую-либо другую страну, как в случае с Месутом Озилом, являющимся самым оплакиваемым потерянным сыном Турции. С другой стороны, Турция была счастлива, когда уроженец Бразилии, полузащитник Марко Аурелио взял имя Мехмет и стал выступать за турецкую национальную сборную.
В 1998 году Кубок мира выиграла Франция, а Зинедин Зидан забил два гола в финале. Французского политика с расистскими взглядами Жан-Мари Ле Пена, который накануне турнира критиковал разноцветные национальные сборные, это поставило в крайне глупое положение. Это должно быть предупреждением всем ограниченным турецким националистам. Будущее — за многонациональными командами и транснациональными игроками.