- Контакты между Баку и Москвой в совершенно разных сферах и плоскостях за последнее время существенно участились. Говорит ли это, по-вашему, о выходе отношений между нашими странами на качественно новый уровень?
- Отношения развиваются и развиваются достаточно интенсивно, как в экономическом, так и в военно-техническом направлении. Говорить о выходе на некий «новый уровень» преждевременно. Азербайджан и Россия всегда плодотворно сотрудничали, но говорить о сотрудничестве нового уровня я бы пока не решился.
- Как, по-вашему, будут выстраиваться отношения Азербайджана и Евразийского экономического союза?
- Я не думаю, что Азербайджан в спешном порядке присоединится к ЕАЭС, хотя по ряду экономических причин ему это и выгодно. Но есть и политическая составляющая. Руководство Азербайджана всегда успешно балансировало между Россией, Евросоюзом, Турцией и США. Посему и отношения с Евразийским экономическим союзом оно будет выстраивать крайне осторожно, чтобы не испортить взаимоотношения с другими партнерами.
- Между тем эксперты двух стран высказывают предположение, что Россия намерена в ближайшее время активизировать свою посредническую миссию в карабахском конфликте. Как Вы считаете, реально ли это? Может ли Москва реально взяться за решение этого конфликта?
- По логике вещей должна. В России есть силы, заинтересованные в более тесном сотрудничестве с Арменией, и мечтающие о ее вступлении в Союзное государство. Но пока не урегулирован вопрос с Карабахом, эти мечты бесперспективны. Но скорого решения данного вопроса ждать не стоит. Да и весьма по-разному представляют себе это решение конфликтующие стороны.
- Несмотря на официальное желание Армении вступить в ЕАЭС, Ереван продолжает периодически делать заявления, общий смысл которых сводится к желанию усидеть на двух стульях и продолжать, так сказать, евроинтегрироваться. Как Вы считаете, реально ли это и как к такой позиции отнесется Москва?
- Стульев несколько больше чем два. Если у Азербайджана политика более многовекторная, то Армения воспринимается российским руководством исключительно как союзник. Несколько ненадежный, но все же союзник. Думаю, будет проводиться кропотливая работа. И принуждать никого не стоит. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно газового контракта между Москвой и Пекином. Что он означает в глобальном геополитическом смысле, в том числе для такого поставщика газа как Азербайджан?
- Контракт с Китаем, это, в первую очередь, ориентир развития России на ближайшие 30 лет. Контракт в любом случае выгодный и стратегический. Достаточно посмотреть на реакцию США и Евросоюза. Контракт воспринят, как признак полного пренебрежения по отношению к Западу, который ввел санкции против России. В геополитическом смысле все это означает новую «холодную войну», в первую очередь экономическую. И Азербайджан может заработать на этой войне, если успеет сориентироваться и использует момент.
- Как вы можете оценить поствыборный период на Украине?
- Выборы закончились, а кровопролитие продолжается и нарастает. Ситуация достаточно сложная. Но в любом случае надо гасить конфликт, заканчивать кровопролитие и налаживать добрососедские отношения. Думаю, лет двадцать уйдет на это налаживание. При этом велик шанс, что Юго-Восток все равно будет потерян для Украины.