«Хватит заниматься ерундой!» Таково краткое описание внешней политики президента Обамы, выработанное экспертами Белого дома и озвученное самим президентом во время недавней неофициальной встречи с журналистами, состоявшейся на борту президентского самолета, направлявшегося в Азию. По слухам, г-н Обама даже просил репортеров проскандировать эту фразу, обращаясь к нему.
Грубая, бессмысленная фраза не может стать заменой мастерству государственного управления, и действия администрации — точнее зачастую ее бездействие — не выдерживают абсолютно никакой критики.
Было весьма недальновидным (давайте не будем употреблять слово «глупым») со стороны г-на Обамы заявить в августе 2011 года, что сирийский президент Башар Асад должен уйти — по крайней мере, не имея четкого плана по его свержению. Годом позже, тоже в августе, г-н Обама заявил, что г-н Асад пересечет «красную линию», если он применит химическое оружие. И, когда г-н Асад сделал именно то, от чего предостерегал его американский президент, г-н Обама не предпринял никаких действий. Сегодня позиции г-на Асада стали гораздо крепче, чем прежде.
Было также весьма недальновидным и то, что г-н Обама отказался предоставить оружие умеренной сирийской оппозиции в 2011 году. Теперь, когда эта оппозиция стала слабой и радикальной, он вдруг объявил о том, что рассматривает возможность ее вооружить.
Вспомните также и о зеленой революции в Иране 2009-2010 годов, когда г-н Обама встал на сторону мулл, а не тех людей, которые пытались добиться свободы. Ошибкой также стало и решение об ослаблении санкций в отношении Ирана в обмен на туманные обещания свернуть иранскую ядерную программу.
Недальновидным решением стало также и то, что г-н Обама установил сроки окончания участия США в делах Афганистана — сроки, которые были продиктованы скорее американским календарем выборов, а вовсе не обстановкой в этой стране. Ошибкой стало и то, что г-н Обама саботировал свой собственный план по размещению американских военных в Ираке после ухода основных сил, настояв на том, что иракский парламент одобрил это соглашение. В результате мы получили ослабление влияния США и усиление влияния Ирана. В настоящее время мы наблюдаем подъем «Аль-Каиды»: смогли бы боевики захватить Мосул и Тикрит, если бы в Ираке осталась американская армия?
Было ошибкой оскорблять премьер-министра Израиля и полагать, что давление на Израиль увеличит шансы заключить мирное соглашение с палестинцами, которые и были главным препятствием на пути к этому соглашению.
Во время революции в Египте 2011 года г-н Обама сумел оттолкнуть от себя все стороны конфликта — от Хосни Мубарака до тех, кто его в конечном итоге сверг. Г-н Обама поддержал военную кампанию, направленную на свержение Муаммара Каддафи, а затем отошел в сторону, позволив Ливии окунуться в хаос.
Президент не возложил ответственность ни на одного представителя руководства Госдепартамента за неспособность обеспечить должный уровень безопасности американских дипломатических служб в Бенгази в 2012 году. И было ошибкой обвинять во всем организаторов террористического акта в странном интернет-видеоролике, который мало кто видел.
Г-н Обама задумал провести «перезагрузку» отношений с Россией, не имея никакой четкой стратегической концепции и наивно полагая, что, если он даст Владимиру Путину то, чего тот хочет, российский президент станет относиться к нему более дружелюбно. Не самое лучшее решение. Было ошибкой в одностороннем порядке отменять решение о размещении комплексов ПРО в Чешкой республике и Польше в 2009 году, что оттолкнуло от США их союзников. И взамен США ничего не получили от г-на Путина, который в свою очередь решил, что с г-ном Обамой можно не считаться.
Когда г-н Путин отправился в Крым, г-н Обама сделал ошибку, отказав Украине в оружии — вместо этого он предложил ей партию сухих пайков, что стало скорее оскорблением для украинских граждан.
Заявление о «повороте к Азии» в отсутствии подтверждений того, что Америка действительно обладает достаточной мощью, чтобы совершить этот поворот, также стало ошибкой. США также оскорбили Канаду, отложив принятие решения о строительстве газопровода Keystone XL и проигнорировав собственное полушарие, позволив, таким образом, соперникам, таким как Кастро и Чавес, заполнить вакуум.
Весьма спорным решением также стало и решение об обмене пяти высокопоставленных командующих Талибана на одного американского солдата, принятое, несмотря на то, что президентская комиссия прежде неоднократно заявляла о том, что членов Талибана нельзя отпускать. Но было ошибкой хвастаться этим обменом на церемонии в Роуз-Гарден, несмотря на то, что у Белого дома были доказательства того, что солдат мог попросту дезертировать.
Ирония состоит в том, что президент и его помощники, очевидно, не понимают, что фраза, которую он выбрал для описания своей внешней политики, стала обвинительным приговором его внешней политике. Как однажды сказал великий философ Форест Гамп, «глуп тот, кто поступает глупо».
Карл Роув — бывший старший советник и заместитель главы администрации в аппарате Джорджа Буша-младшего, который помогал в организации комитета политических действий American Crossroads.