На Дамиана Цитко (Damian Citko) напали в январе у паба Cross Keys в Дагенхэме. 15 человек набросились на него, когда он садился на мотоцикл. Его сбили на землю и начали пинать и избивать. «Меня били по голове так сильно, что она была вся в синяках, несмотря на шлем, — рассказывает Цитко, 39-летний сетевой администратор из Ополе, прибывший в Британию вскоре после того, как Польша в 2004 году вступила в Евросоюз. — Они наносили удары и кричали: “Возвращайся в Польшу, возвращайся домой”». Приехавшая полиция отвезла Цитко в Королевскую больницу в Ромфорде. Благодаря своему прочному байкерскому обмундированию он не получил серьезных увечий.
Цитко — один из сотен поляков, которые каждый год становятся в Британии жертвами преступлений на почве ксенофобии. Согласно эксклюзивным данным, полученным Guardian благодаря Закону о свободе информации, в 2013 году полиция арестовала за преступления такого рода (нападения, вандализм, нарушения общественного порядка), направленные против поляков, 585 человек. То есть каждые 14 часов производится по одному задержанию, что в 10 раз больше, чем в 2004 году. При этом в реальности общее количество случаев должно быть намного больше, так как нам ответили лишь 26 из 46 запрошенных территориальных подразделений.
Примерно четверть арестов, о которых у нас есть сведения, была произведена в Хартфордшире, где в округе Уэлвин-Хэтфилд проживает многочисленная польская диаспора. Там в прошлом году было совершено 97 задержаний за преступления на почве неприязни к полякам. Второе место занимает Северная Ирландия с 85 задержаниями, третье — Ланкашир с 53.
Эти цифры — только верхушка айсберга, так как они говорят только о зарегистрированных преступлениях. За десятилетие, прошедшее с тех пор, как Польша вступила в ЕС, в Британию приехали не меньше полумиллиона поляков. Многие из них утверждают, что столкнулись с той или иной формой ксенофобии. Согласно последнему опросу, который был проведен студентами факультета журналистики Лондонского колледжа коммуникаций, опросившими 1000 поляков, почти три четверти респондентов (71%) заявили, что они подвергались каким-либо притеснениям или знали кого-то, кто подвергся физическому нападению из-за своего польского происхождения.
Ситуация продолжает усугубляться. Только за 10 апрельских дней в Белфасте на трех юношей польского происхождения напала, предварительно попросив закурить, шайка хулиганов, 23-летнего мужчину ранили ножом в ногу, а семь польских домов забросали кирпичами. «Это было ужасно. Нам в окна бросали кирпичи, — говорит Мария Глок (Maria Glok), проживающая в одном из пострадавших домов. — Я всерьез испугалась за свою семью. Честно говоря, не знаю, смогу ли я здесь жить, если так будет продолжаться».
«Похоже, люди считают, что дискриминировать нас — это нормально».
Анджею Рыгельскому (Andrzej Rygielski), 51-летнему директору магазина из Кента, все это хорошо знакомо. По его словам, переехав в 2005 году из Иновроцлава на кентский остров Шеппи, он столкнулся с пугающим уровнем ксенофобии. «В меня и в мой дом годами бросали камни», — утверждает он. В 2012 году вернувшись с дочерью домой из поездки за покупками, Рыгельский обнаружил оскорбительную надпись, написанную фальшивой кровью на стене дома. В январе этого года на него напал покупатель в его собственном магазине.
Ассоциация руководителей полицейских служб утверждает, что полиция старается сделать так, чтобы на подобные нарушения было проще жаловаться. «Полиция пытается снизить ущерб, причиняемый преступлениями такого рода, — говорит суперинтендант полиции Пол Джаннаси (Paul Giannasi) из Национальной рабочей группы АРПС по преступлениям на почве ненависти. — Мы приложили немало усилий ради того, чтобы потерпевшие чаще о них сообщали. Каждый, кто считает, что в отношении него было совершено преступление этого рода, может сообщить о нем в полицию и быть полностью уверенным, что оно будет полностью расследовано и что к заявлению отнесутся со всей чуткостью».
Хотя большинство поляков считают, что Британия сейчас стала дружелюбнее, чем в то время, когда они в нее переехали, польские организации опасаются, что рецессия и сокращение пособий усиливают антипольские настроения. Кшиштоф Кавчиньский (Krzysztof Kawczynski), координатор базирующейся в восточном Лондоне благотворительной организации «Цветы человеческих сердец», которая помогает полякам искать жилье и работу и содержит приют для бездомных, говорит, что с начала рецессии его организация отметила резкий рост числа избиений. «Судя по всему, когда с работой стало хуже, некоторые начали винить в этом поляков, что и приводит к нападениям», — объясняет он.
«Сейчас полякам приходится намного сложнее из-за трудностей с пособиями и рабочими местами. Поляков часто дискриминируют, а правительство не хочет ничего с этим делать. Властям давно пора признать проблему».
В феврале 20 лидеров польской общины и глав польских организаций направили Дэвиду Кэмерону открытое письмо с критикой позиции правительства. «Очень обидно, что некогда прекрасным польско-британским отношениям угрожают политики-популисты, делающие из поляков козлов отпущения, — говорится в письме. — Мы не допустим притеснения и дискриминации нашего народа».
В тот же день у парламента собрался митинг из нескольких сотен человек, призвавший правительство активнее бороться с антипольскими настроениями в Британии. Многие обвиняют в происходящем СМИ. «Газеты делают из нас монстров, отбросы. Они пишут, что мы крадем рабочие места и пособия. Это же откровенная ложь», — жалуется Рыгельский.
Многие считают, что за рост антипольских настроений ответственен политический истеблишмент. Джордж Бычиньский (George Byczynski), один из организаторов протеста и основатель созданной в январе Британско-польской правовой ассоциации, которая предлагает юридическую помощь столкнувшимся с дискриминацией полякам, полагает: «Если премьер-министр откровенно намекает, что поляки отнимают у британцев пособия, неудивительно, что публика этому верит и что в итоге дело оборачивается насилием в районах, где живет польская диаспора. Это было абсолютно безответственное заявление».
Он также критически относится к планам лейбористов воспрепятствовать ввозу рабочей силы из Польши. По словам Бычиньского, БППА готова подавать в суд на всех, кто будет порочить Польшу и поляков.
Пока, несмотря на избиение, Цитко намерен остаться в Британии и продолжать жить по-прежнему. «Я хочу, чтобы люди понимали: Британия — мой дом, мне здесь нравится. Пора перестать обвинять нас, поляков, в краже рабочих мест».