РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО — Готова она или нет, Бразилия развертывает приветственную красную дорожку для любителей спорта со всего мира. А как только пробьют последние часы заключительного футбольного матча чемпионата мира в июле, страна возобновит подготовку на проведение летних Олимпийских игр 2016.
Однако, в то время как Бразилия шагает смело в центр внимания международного сообщества, она сохраняет значительные барьеры для мировой экономики, вредя перспективам будущего роста и процветания ее экономики. В мире, который постоянно становится все более взаимосвязанным, Бразилия рискует остаться позади.
Бразилия выросла до седьмой по величине экономики в мире, движимая товарным бумом, демографическими дивидендами и ростом потребления. Тем не менее, она занимает 95-е место в рейтинге ВВП на душу населения. Это несоответствие можно, по крайней мере, частично объяснить ее 43-м местом в рейтинге по «связанности» с точки зрения потоков товаров, услуг, финансов, людей, а также данных и коммуникаций.
Отдаление от оживляющих последствий глобального конкурса оставляет Бразилию без столь необходимого бума, с серьезными последствиями для домашних хозяйств, большинство из которых испытали лишь скромный рост доходов в последние годы. В то время как Бразилия сократила свой официальный уровень бедности вдвое с 2003 года, непомерно высокие потребительские цены на товары и астрономические процентные ставки кредитных карт (в среднем составляя 145%) предотвратили многим из тех, кто избежал бедности, достижение образа жизни среднего класса.
Для того чтобы поднять половину все еще уязвимой группы населения до среднего класса, Бразилии понадобится в среднем 4,2% ежегодного роста ВВП до 2030 года — цель, которую можно будет достичь с трехкратным ростом производительности. Это может быть и амбициозная цель, но она достижима: особенно если Бразилия будет становиться все более глубоко интегрированной в глобальные рынки и многонациональные производственные сети.
На самом деле, оценка того, как глобальные связи влияют на экономический рост, предполагает, что проводя более глубокое взаимодействие с миром, Бразилия могла бы увеличить свои среднегодовые темпы роста ВВП на 1,25%. Это бы продвинуло экономику примерно на одну треть пути к более высоким доходам и повышению уровня жизни.
На данный момент глобальные связи переживают глубокую трансформацию, и это означает, что сейчас самое время установить ключевые партнерства и завоевывать рыночные доли. При подобном процессе, Бразилия сможет получить доступ к бесчисленным возможностям для роста. Она бы также воспользовалась преимуществами глобальной конкуренции, которая бы заставила местные фирмы добиваться большей эффективности за счет реализации процессов бережливого производства, инвестиций в исследования и разработки, или внедрения новейших технологий. Глобальная экспозиция делает цепочки поставок более динамичными и позволяет компаниям поглощать больше нововведений, технологий и идей, которые постоянно появляются по всему миру.
В течение многих десятилетий, экономическая политика Бразилии опиралась на силу своего огромного внутреннего рынка и охраняла местную промышленность, используя сложную систему субсидий, налогов и тарифов. Однако доля экспорта составляет лишь 13% ВВП, что намного ниже уровня в Индии (24%) или Мексики (33%). Кроме того, резкое повышение реального курса валюты — в контексте повышения мировых цен на сырье — уменьшило конкурентоспособность экспорта. В результате в 2005-2012 гг. $20 млрд положительное сальдо торгового баланса в Бразилии в промышленных товарах перешло в дефицит в $45 млрд. Чтобы увеличить экспорт, Бразилии придется разрабатывать уникальные навыки и способности, особенно в отраслях, смежных с товарами.
Несмотря на усилия в области либерализации торговли, реформы были неравномерными. В автомобильной промышленности, которая в большой степени остается защищенной, высокие импортные тарифы уже поощряют установление заводов иностранных автопроизводителей в Бразилии. Но их производительность остается низкой: автозаводы в Мексике, например, производят в два раза больше автомобилей на одного работника. И Бразилия экспортирует лишь небольшую долю автомобилей, которые она производит.
Эти недостатки резко отличаются от успеха Бразилии в разработке инновационных и конкурентоспособных на мировом рынке аэрокосмических и сельскохозяйственных секторов. Важная разница была в фокусировке властей на повышение исследований и разработок в этих секторах до того, как начинать снижение непосредственной роли правительства.
Товарная торговля Бразилии также страдает от неадекватных транспортных и коммуникационных сетей страны. Рельсовая система ограничена, и только 14% дорог остаются с твердым покрытием, что и не удивительно, учитывая, что инвестиции в инфраструктуру Бразилии составляли в среднем лишь 2,2% от ВВП в 2000-2011 гг. — значительно ниже среднемирового. Бразилия может улучшить свои успехи в этой области с помощью прибыли от морских нефтяных офшоров, развитием которых она занимается на данный момент.
Что касается торговли услугами — область, где показатели были довольно тусклые — Бразилия будет значительно успешнее, если она будет расширять учебу иностранных языков, что позволит большему количеству бразильцев вести бизнес за рубежом. Туризм также предлагает значительный потенциал роста, особенно если Бразилия будет и далее пользоваться редкой возможностью, представленной хостингом Кубка мира и Олимпийских игр.
План интеграции Бразилии в глобальную сферу деятельности должен также включать усилия по привлечению большего объема иностранного таланта. Квалифицированные мигранты имели важнейшее значение для роста некоторых из ведущих мировых центров в области технологий и инноваций — от Силиконовой долины до Ирландии, Индии и Тайваня. Сегодня только 0,5% рабочей силы Бразилии родились за границей, по сравнению с более чем 5% в начале 1900-х.
Бразилия также отстает в области коммуникационных отраслей отчасти потому, что большая часть населения не имеет доступа к интернету. С улучшением цифровых каналов Бразилия получит новые возможности для улучшения производительности и внедрения инновационных идей. Что может быть лучше, чем Бразилия, с ее большим и растущим потребительским рынком, для основания следующего фейсбука? Если эта идея кажется надуманной, то вспомните, что один из основателей социальной сети Instagram, Майк Кригер — бразилец, который уехал из родной страны для того, чтобы начать бизнес в Сан-Франциско.
В этом месяце Кубок мира направляет мир в Бразилию. Пригласит ли Бразилия его остаться? Это зависит от нее самой.