Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шотландия: 100 дней до референдума

С приближением голосования по вопросу независимости Шотландии движение Better Together впадает в отчаяние — и совершает досадные ошибки

© REUTERS / Suzanne Plunkett Британский и шотландский флаги на здании банка Lloyds в Эдинбурге. Шотландия в ожидании референдума
Британский и шотландский флаги на здании банка Lloyds в Эдинбурге. Шотландия в ожидании референдума
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До судьбоносного момента в Шотландии осталось менее 100 дней, и кампания вокруг независимости этого государства становится ободряюще и приятно ядовитой. Последние две недели этой кампании оказались особенно примечательными. Если подобный тон и интенсивность сохранятся на протяжении следующих 93 дней, мне будет очень грустно наблюдать за тем, как наступает и заканчивается 18 сентября.

До судьбоносного момента в Шотландии осталось менее 100 дней, и кампания, разворачивающаяся вокруг независимости этого государства, становится ободряюще и приятно ядовитой. Последние две недели этой кампании оказались особенно примечательными. Если подобный тон и интенсивность сохранятся на протяжении следующих 93 дней, мне будет очень грустно наблюдать за тем, как наступает и заканчивается 18 сентября. Я уже почти готов сказать независимости «нет», чтобы мы снова могли собрать этот цирк, заставить оркестр заиграть с новой силой и еще раз все повторить. Эта кампания стала вовсе не отравляющей, а скорее опьяняющей.

Сначала мы наблюдали за тем, как Гордон Браун (Gordon Brown) проехал по всей Шотландии, демонстрируя всем, как он любит эту страну — очевидно, во время своего срока в Вестминстере он тщательно это скрывал. Тогда он решительно отказывался даже говорить о том, чтобы передать часть полномочий Холируду (с конца XV века —неофициальная резиденция королей Шотландии - прим. ред.).

Теперь же он хочет, чтобы сфера наших полномочий существенно расширилась — но чтобы при этом его старые товарищи в Лондоне сохранили за собой право контролировать наши расходы. Когда-то Брауна называли Железным канцлером, но это прозвище ему дали его друзья из банковского сектора, которые извлекли наибольшую выгоду из его тошнотворных попыток задобрить их. Если Шотландия проголосует за обретение независимости, во многом это будет заслуга Брауна. Очевидно, он является главным активом кампании за независимость Шотландии.

Самое интересное стало происходить в начале прошлой недели, когда представители кампании за и против независимости Шотландии отмечали 100 дней до голосования, которое должно состояться 18 сентября. В прошлый понедельник представители кампании Better Together («Лучше вместе») провели очередное мероприятие, на котором они решили предоставить слово простым гражданам, выступающим за сохранение союза.

Среди выступивших была мать двоих детей по имени Клэр Лолли (Clare Lally), которая говорила о государственной системе здравоохранения и о том, как она помогла ее больному ребенку. Восхитительная г-жа Лолли говорила страстно и убедительно, выступая в защиту союза, однако в попытках изобразить ее «обыкновенной домохозяйкой» организаторы Better Together попросту обманули общественность. На самом деле г-жа Лолли недавно была назначена членом теневого кабинета Иоганна Ламонта (Johann Lamont), и лидер лейбористов даже представил ее во время одной из демонстраций.

Кэмпбелл Ганн (Campbell Gunn), старший советник первого министра Алекса Салмонда (Alex Salmond), сделал попытку указать на это мелкое прегрешение представителей  Better Together в своем письме, которое он направил в Daily Telegraph. В течение 24 часов собралась целая расстрельная команда, готовая уничтожить Ганна, глубокоуважаемого бывшего политического редактора Sunday Post и обладателя награды за прижизненные достижения в области прессы. Издание Telegraph, вероятнее всего, опьяненное редкой возможностью нанести мощный удар по кампании за независимость, попыталось изобразить Ганна подлым интернет-сепаратистом, который бессовестным образом напал на бедную простую домохозяйку и мать больного ребенка. А на самом деле он просто выполнял свою работу.

В результате разразившегося скандала Салмонд заставил своего советника принести извинения, что со стороны первого министра стало довольно бессмысленным шагом, направленным на задабривание толпы. Он, как и многие другие, хорошо понимает, что Ганн не сделал ничего, за что ему стоило бы извиняться.

Рост активности интернет-сепаратистов  существенно оживил течение этой кампании. Их, как правило, изображают угрюмым сборищем сквернословящих социальных изгоев, забрасывающих грубыми твитами и блогами всех, кто выступает в поддержку союза. Однако на самом деле эти люди существуют лишь в воображении лидеров Better Together и Алистера Дарлинга (Alistair Darling). Социальные сети привлекают самых разных полуграмотных вандалов и варваров, которые с радостью цепляются за любую тему. И то, что за последние несколько лет пришлось выдержать в Twitter ведущим футбольным обозревателям, таким, как Грэм Спирс (Graham Spiers) и Том Инглиш (Tom English), существенно превосходит по объему и интенсивности то, с чем приходится сталкиваться представителям кампании вокруг референдума.

В отсутствие полноценной стратегии сторонники Better Together переместили свою кампанию в сферу фантазий, и история об интернет-сепаратистах стала одной из них. В охватившем их отчаянии представители Better Together теперь стараются изобразить любую критику в адрес сторонников союза как «гнусные нападки интернет-сепаратистов».

Это стало очевидным на прошлой неделе во время досадного телевизионного выступления Джона МакТернана (John McTernan), бывшего специального советника Лейбористской партии. МакТернан рассказывал о том, что Д.К. Роулинг (JK Rowling) подверглась критике за то, что она пожертвовала 1 миллион фунтов стерлингов на кампанию Better Together. В какой-то момент, когда МакТернан, очевидно, уже начал терять связь с реальностью, он стал обвинять Ганна в том, что на уважаемую писательницу обрушился шквал оскорблений в интернете.

К счастью для всех нас, поблизости оказался журналист Иейн МакУертер (Iain MacWhirter), который элегантно опроверг критику МакТернана. Оскорбления в адрес Джоан Роулинг сравнили с тем, что было написано о Колин и Кристин Уейр (Colin and Christine Weir), победителях лотереи Эршира, которые пожертвовали 4 миллиона фунтов стерлингов на кампанию за независимость Шотландии. И большая часть сказанного несла на себе отпечаток того классового элитизма тори, который учит нас, что проблемы начинаются тогда, когда вы даете беднякам слишком много денег.

За всеми этими интернет-фривольностями и блестяще сфабрикованным чувством негодования скрывается серьезное предупреждение для Better Together — и сторонникам этой кампании стоит немедленно прислушаться к нему, если они хотят сохранить Шотландию в составе Соединенного Королевства. Сторонникам этой кампании необходимо задуматься о последствиях их непрекращающихся попыток изобразить шотландских националистов пучеглазыми бандитами с расстройствами личности — как в случае с их неосмотрительной кампанией Project Fear.

Поскольку все больше избирателей в Шотландии сталкиваются с волонтерами кампании за независимость у дверей своих домов, они рано или поздно поймут, что перед ними - вежливые, образованные люди, которых волнует судьба их страны в неменьшей степени, чем активистов Better Together. Они обязательно почувствуют этот диссонанс, и в какой-то момент они перестанут прислушиваться к лжи Better Together.

В прошлую среду Daily Record, главная шотландская газета сторонников сохранения союза, опубликовала результаты опроса общественного мнения, согласно которым разница между числом сторонников кампаний за и против независимости составляет всего несколько пунктов. Это свидетельствует о том, что перспектива победы Консервативной партии на выборах в 2015 году может привести к победе сторонников кампании за независимость Шотландии.

Лидерам Better Together необходимо гораздо тщательнее продумать свою тактику от начала и до конца, потому что сейчас у этой кампании тактики попросту нет.