Россия подняла руку, выпрямила средний палец и показала его Западу. Она хотела сказать: "Давайте, угрожайте нам своими санкциями, вы нам не нужны, у нас есть Восток".
Это довольно смелая стратегия, которая может работать в течение некоторого времени. Когда санкции Запада начнут негативно сказываться на экономике России, Китай, Саудовская Аравия и государства Персидского залива вполне могут заполнить собой тот инвестиционный вакуум, который останется после ухода европейских и североамериканских компаний, сторонящихся России и сворачивающих свои инвестиции там. Однако в долгосрочной перспективе в проигрыше останется именно Россия, но не потому, что ей нужны западные инвестиции, а потому, что ей необходимы система корпоративного управления и прозрачность западного образца.
Все более или менее значительные западные инвестиции в России, от рудников Kinross Gold до аренды воздушных судов General Electric, в целом способствуют росту инвестиций, степени подотчетности, патентной защиты и уровня правовых норм в России.
Стоит отметить, что до настоящего момента темпы этих улучшений были довольно низкими и до сих пор со всех сторон мы слышим массу страшных историй о несчастьях иностранных инвесторов в России. Однако нет никаких сомнений в том, что инвестиционный климат в России для иностранных компаний сейчас стал гораздо более благоприятным, чем еще 10 или 20 лет назад, когда здесь преобладал менталитет казино — я выигрываю, ты проигрываешь — а коррупция была повсеместной. Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году и ее попытки присоединиться к клубу богатых стран, Организации экономического сотрудничества и развития, способствовали повышению российских стандартов (ОБСЕ прекратила переговоры с Россией по вопросу о ее вступлении в организацию после аннексии Крыма).
Если Россия отвернется от Запада в сторону Востока, темпы роста стандартов резко снизятся. Государственные и частные инвесторы из Китая и других стран Востока не настолько требовательны, как их европейские и североамериканские коллеги. А если не будет стимула улучшать систему корпоративного управления и стандарты ведения бизнеса, то Россия начнет скатываться назад, что еще сильнее оттолкнет от нее западных инвесторов.
После того как Россия захватила Крым, спровоцировав введение санкций против десятков ее чиновников и бизнесменов, тесно связанных с президентом Владимиром Путиным, Кремль начал осуществление своей стратегии движения на Восток. В мае российский энергетический гигант «Газпром», крупнейший поставщик природного газа в Европу, подписал долгосрочный 400-миллиардный контракт на поставки природного газа в Китай.
Позже Владимир Якунин, президент компании «Российские железные дороги», одной из крупнейших транспортных компаний в мире, на которую работают 880 тысяч человек, выступил с резким заявлениями в адрес Запада в связи с тем, что тот ввел санкции против него и нескольких других представителей близкого окружения г-на Путина. По его словам, эти санкции заставят Россию повернуться на Восток. «Мы можем поставить перед собой цель достичь нового уровня отношений с нашими друзьями в Китае, Южной Корее, Японии, тихоокеанских государствах, Латинской Америки и так далее», — сказал он в своем интервью газете Moscow Times во время Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, который в этом году бойкотировали несколько крупных западных компаний.
Канадская компания Kinross, одна из крупнейших золотодобывающих компаний в мире, является хорошим примером иностранного инвестора, использующего свое влияние, доброжелательность и терпение для того, чтобы повысить инвестиционные стандарты в России, защитить себя и обезопасить других инвесторов, приходящих на российский рынок.
Kinross является единственной иностранной золотодобывающей компанией в России и одной из нескольких иностранных компаний, которая работает без иностранных партнеров. Она также является единственной канадской компанией, которая входит в состав Консультационного комитета российского премьер-министра по вопросам иностранных инвестиций. Два российских рудника, принадлежащих Kinross, «Купол» и «Двойное», потребовали вложений в размере 2 миллиардов долларов, и сейчас на их долю приходится более одной пятой глобального портфеля компании.
В 2011 году компания Kinross заказала подробный доклад о разработке недр в России, к которому правительственные чиновники отнеслись весьма серьезно. Этот документ на 72 страницах содержит десятки упоминаний о «прозрачности» и «корпоративном управлении», и в нем также говорится, что «улучшения, которые необходимы в системе налогообложения, фондовых рынков и правительственного чиновнического аппарата для успешного развития горнодобывающего сектора, окажут положительное влияние на все отрасли промышленности».
Санкции Запада вряд ли заставят Kinross уйти из России, хотя руководство компании опасается, что любые ответные меры России в отношении Запада могут негативно сказаться на ее бизнесе в этой стране. В конце концов, Kinross является главным представителем Запада в российской золотодобывающей индустрии.
Санкции уже ужесточались один раз, и они снова могут ужесточиться. Их действие может растянуться на несколько лет, что заставит западные компании провести переоценку прибыльности своих инвестиций в России, а российские компании — уйти с западных рынков. На Лондонском рынке уже произошла приостановка первичного размещения акций нескольких российских компаний, что связано в первую очередь с разногласиями между Востоком и Западом вокруг украинского кризиса. Российские компании, которые зарегистрированы на западных биржах, должны отвечать международным стандартам раскрытия информации. Если таких компаний станет меньше, корпоративная Россия в целом станет гораздо менее прозрачной.
В ближайшее время санкции Запада не смогут нанести серьезного удара по экономике России, даже несмотря на то, что они несколько усложнят жизнь некоторых приближенных г-на Путина. Россия будет развивать деловые связи с Востоком, если западные инвесторы захотят или будут вынуждены уйти. Прощай, корпоративное управление по западному образцу. Но каким бы несовершенным оно ни было, Россия все равно в нем нуждается.