Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Господство США на Ближнем Востоке: крах абсурдных идей

© East News / AP Photo/Karim KadimВолонтеры, присоединившиеся к иракской армии для борьбы с группировкой «Исламское государство Ирака и Шама»
Волонтеры, присоединившиеся к иракской армии для борьбы с группировкой «Исламское государство Ирака и Шама»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда иракские повстанцы-сунниты взяли Мосул, ход истории на Ближнем Востоке внезапно ускорился. После 2001 года США объявили «глобальную войну против терроризма». Не стоит повторять историю Афганистана, иракских войн, пыточных скандалов, чтобы увидеть, что этот проект потерпел крах. Вместе с ним на свалке истории оказались и абсурдные идеи о новой Оттоманской империи.

В связи с тем, что группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) взяла Мосул и продолжает продвигаться к Багдаду, ход истории на Ближнем Востоке внезапно ускорился. В такие моменты определять события в процессе их свершения, возможно, и просто, но здравое толкование происходящих событий становится делом крайне сложным.

Первое, что приходит на ум при взгляде на стремительно меняющиеся кадры: не только условия наших дней, но и сама жизнь не дает нам права на такие нелепости, как «новая Османская империя» или идея «реальность создаем мы». Однако такого рода бессмысленности продолжают разрушать жизнь государств, людей, прокладывая путь к их полному уничтожению и возникновению гуманитарных катастроф.

Один имперский проект и...

Когда я пишу эту статью, я думаю об имперском проекте США и проекте «новой Османской империи», который Партия справедливости и развития (ПСР) стремилась разработать в мечтах о «стратегической глубине», чтобы затем прилепить его, точно паразита, к проекту Вашингтона.

Чтобы начать имперский проект, связанный с попытками компенсировать экономико-культурный регресс военным превосходством, руководство США воспользовалось катастрофой 11 сентября 2001 года. Была объявлена «глобальная война против терроризма». «Большой Ближний Восток» должен был быть реконструирован, а экономические, политические, культурные источники джихадистского терроризма — засохнуть при помощи умеренного ислама.

Иракские солдаты в плену у группировки «Исламское государство Ирака и Шама»


Думаю, не стоит повторять прекрасно известную историю Афганистана, иракских войн, пыточных скандалов. Чтобы увидеть, что этот проект потерпел крах, достаточно поднять голову и оглянуться вокруг. В Афганистане «Талибан» вот-вот снова придет к власти, Пакистан — на грани распада, страна висит на волоске. Когда на Ближнем Востоке США не удалось подавить иракское сопротивление, они призвали на помощь монстра, а именно вражду, существующую между суннитами и шиитами. США, может быть, и спаслись от громкого поражения в Ираке, но, если что-то и осталось от этой страны, то кровопролитная гражданская война стала быстро уничтожать Ирак.


Радикально-джихадистский ислам, иными словами «Аль-Каида» и ее производные организации, стали живо расти на обломках Ирака, где они не могли пустить корни в период Саддама. Похожую картину мы наблюдаем и в Ливии. Используя джихадистские группы, США и Европа свергли Каддафи, они разрушили ливийское государство и общество. Между тем, перейдя под контроль ячеек «Аль-Каиды», военный арсенал режима Каддафи разошелся по всему «Большому Ближнему Востоку» и Центральной Африке. Активность джихадистских групп стала возрастать в Северной Африке, в таких государствах, как Гана, Мали, Нигерия, Сомали.

После ливийского фиаско Запад вооружил восстание, начавшееся против режима Асада (цель — сдержать Иран, влияние которого на Ближнем Востоке стало возрастать), и превратил его в гражданскую войну. С того момента, как джихадистские организации, такие как ИГИЛ и «Фронт ан-Нусра», перешли в Сирию, не прекратившаяся в Ираке война суннитов и шиитов вышла за пределы этого государства, охватив Ливан, Иорданию, Турцию. Выросшие в ходе суннито-шиитской войны джихадистские организации, благодаря поддержке Запада, нефтяных монархий и Турции, приобрели силу и создали единое поле боя, охватывающее Ирак и Сирию и обладающее высоким потенциалом расширения. И на территории, протянувшейся от Курдистана на границе с Турцией до Мосула, группировка ИГИЛ стала самой эффективной воинствующей группой, начавшей строить свой собственный «халифат».

США начали войну с терроризмом, но на территории Северной и Центральной Африки, а также Ближнего Востока возникло более 50 джихадистских организаций, численность бойцов джихада достигает 100 тысяч. Чтобы изолировать Иран, США бросили в огонь Сирию, сейчас же они ведут прямые переговоры с Ираном по вопросам, касающимся, в том числе, и региональных проблем.

...присосавшийся к спине паразит

ПСР, пришедшая к власти, когда США начинали этот имперский проект, стремилась вмонтировать свой проект в американский, следуя тезису «представлять силу в регионе, опираясь на глобального гегемона», что нашло выражение в книге «Стратегическая глубина» Давутоглу, который впоследствии стал министром иностранных дел Турции. Премьер-министр Эрдоган объявил себя «сопредседателем» проекта «Большой Ближний Восток». Затем ПСР, охваченная энтузиазмом своей «образцовой» роли для суннитских государств, решила стать лидером Ближнего Востока, всего исламского мира, подчинить себе Иракский Курдистан, восстановить сферу влияния Османской империи.

Проводимая Турцией во главе с ПСР внешняя политика, которая была запатентована Давутоглу и носила название «ноль проблем» с соседями, в результате арабской весны очень скоро поставила Турцию в положение страны, имеющей «уйму проблем» буквально со всеми. Арабская весна, подъем и упадок «Братьев-мусульман», с одной стороны и стойкость режима Башара Асада, несмотря на поддержку джихадистских террористов (в частности, говорилось о 2000 грузовиков, отправленных Турцией в Сирию), открытие границ и даже объятий — с другой убили проект, связанный с реставрацией Османской империи.

«Арабская весна», гражданская война в Сирии, проект ядерной энергии в Иране продемонстрировали неспособность США управлять событиями в регионе. В периодических изданиях стали появляться публикации о «Ближнем Востоке в постамериканский период». А времена, когда Турция под руководством ПСР была «примером», были вскоре забыты под влиянием презрительного фырканья арабской интеллигенции и постепенно приобретающего тиранический характер режима ПСР.

Если тонет имперский проект США, разве может не потонуть и приставший к его спине паразит?

Империя и республика

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган


Как показал опыт Римской империи, империя и республика несовместимы. Империя тотчас же берет на прицел собственных граждан, начинает подавлять голоса несогласных, ограничивать права и свободы.

Имперский проект США также один за другим наносил удары по правам и свободам граждан в США. Разведывательные организации были нацелены не только на другие страны, но и стали следить за американскими гражданами, уничтожив неприкосновенность частной жизни. Как на прошлой неделе сообщила The Guardian, руководство США, Пентагон и образовательные учреждения намерены исследовать методы прогнозирования и контроля акций гражданского неповиновения. Иными словами, армия США готовится воевать со своими гражданами.

В Турции происходит похожий процесс, только в гораздо более резкой форме, мечты об империи убивают республику... Проект реставрации сферы влияния Османской империи за рубежом и увлечение османской культурой, фундаменталистским тираническим режимом, обскурантизмом, единоначалием внутри страны превратились в обновление практик насилия, причем насилия, направленного преимущественно против людей. Кандидату на роль императора не положено делиться своей властью, каждый должен знать свое место, в противном случае — заплатить за это высокую цену.

Таким образом, вслед за крахом крахом имперских планов США, а также присосавшихся к ним в качестве паразитов иных проектов произошла гибель абсурдных идей, связанных с реконструкцией регионов под дулом пистолета, демократизацией «извне». Здесь же — идеи о возможности совместить политический ислам и демократию, а также о том, что, с точки зрения капиталистической демократии, умеренный ислам может быть более «полезным», чем светские режимы.

Те, кто претендовал на управление подлинной или паразитирующей империей, также использовали джихадистские силы в процессе уничтожения и реконструкции государственных режимов; при этом на практике они были похожи на паразитов, забравшихся на спину льва. Сейчас они хотят спуститься. Но как?