Баку – После взятия террористической организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) города Мосул на севере Ирака армия этой страны без какого-либо сопротивления оставила город Тикрит, который в свое время был последним центром сопротивления армии США.
По официальным данным, ИГИЛ взяла под контроль еще один город и некоторые нефтяные базы в Керкуке, а сегодня некоторые иракские СМИ распространили информацию о готовящемся нападении на столицу страны.
Но если принять во внимание военный потенциал иракской армии и террористических группировок, действующих в стране, то не верится в беспомощность дисциплинированной армии перед террористами. С другой стороны, уход иракской армии из города Тикрит, являющегося местом компактного проживания суннитов, заставляет более обстоятельно остановиться на данных событиях.
Внимательно проследив за ними, можно увидеть, что наряду с ИГИЛ активность проявляют и другие группировки, такие как «Нагшибенди», «Союз солдат революционных племен» и «Армия моджахедов».
Общая численность ИГИЛ в Ираке и Сирии не более пяти тысяч человек.
Взятие ИГИЛ иракских городов с такой легкостью показывает, что в армии на фоне происходящих событий существует раскол.
Именно поэтому большинство арабских государств на фоне политики премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, закрывая глаза на существование ИГИЛ, называют данные события «суннитским мятежом в Ираке». Естественно, не верится, что другие «герои» событий будут до конца оказывать сопротивление армии совместно с ИГИЛ.
С другой стороны, также не верится в то, что иракская армия без поддержки суннитов и отрядов специального назначения «Пешмерге», находящихся в подчинение курдской администрации на севере Ирака, сможет взять ситуацию под контроль.
Учитывая, что, наряду с суннитами, курды также недовольны третьим сроком аль-Малики на посту премьер-министра, поддержка курдской администрацией аль-Малики возможна лишь в обмен на определенные условия. Большинство иракских политиков считают даже отставку аль-Малики верным шагом для урегулирования кризиса.
Самой главной причиной объединения суннитских племен с ИГИЛ, которая противостоит им с идеологической точки зрения, является внутренняя политика.
Позиция Ирана и Турции
Естественно, что соседние государства не могут оставаться безучастными к данным событиям. В своем последнем заявлении председатель комитета по внешней политике и национальной безопасности иранского парламента Нозар Шафии отметил, что ИГИЛ в настоящее время не представляет никакой опасности для Тегерана, но данная идеология может стать опасной для Ирана в будущем.
Говоря о Турции, следует отметить, что положение Анкары отлично от Тегерана. Вчерашнее взятие в заложники сотрудников турецкого консульства в Мосуле вынудило Анкару более чувствительно отнестись к этой ситуации. Но заявление депутата оппозиционной парламентской Партии национального движения Синана Огана было воспринято неоднозначно внутри страны. Оган сказал, что консульство Турции в Мосуле было взято по приказу Анкары.
Если принять во внимание взятие ИГИЛ двух пограничных пунктов на границе Турции и Сирии и превращение таким образом в «соседей» Турции и взятие в заложники сотрудников консульства, то следует отметить, что Анкара находится в более безвыходной ситуации, чем Тегеран.
Опасность раздела Ирака и Сирии
Если примем во внимание происходящее в Сирии и Ираке, религиозный и этнический состав региона, интересы Ирана, Турции, Саудовской Аравии и Израиля в регионе, то можно с уверенностью сказать, что оба государства на самом деле столкнулись с опасностью раздела.
Беспомощность Багдада перед происходящими в стране событиями, продолжающиеся с 2011 года кровавые столкновения в Сирии свидетельствуют о начала данного процесса.