Украинская политика дореволюционных времен (до февральской революции 2014-го) – это сложный симбиоз того, кто с кем дружит. Ее субъекты – олигархи и обличенные властью люди. Так вот эта сильно потрепанная революцией система перекочевала в нынешнее постреволюционное время. Однако платой за революцию для прежних игроков стало появление новых, крайне мощных участников политической жизни. Их двое. Первый – разношерстный клубок «Правого сектора» и его сторонников. Второй – «Самооборона Майдана» и Сотни.
«Правый сектор» быстро запрягли в олигархическую систему, посадив на деньги ныне наиболее активного олигарха Игоря Коломойского. Благо и до революции «Правый сектор» прекрасно ладил с системным игроком – СБУ. В Киеве бытует даже мнение, что роль ПС во время событий 19-21 февраля должна была быть схожей с «попами гапонами», да вот перестарались и Януковича свергли. Вернее, не ожидали, что он сам так поспешно сбежит.
Но как бы то ни было, в наши дни создали на деньги Коломойского не столько для «Правого сектора», сколько для его разношерстных сторонников батальоны нацгвардии, которые и отправили воевать на Восток. Правда в батальонах человек по сто с небольшим, но это уж вопрос десятый. Пиарщики Коломойского превращают эти батальоны в виртуально грозную силу. Для внутреннего применения, конечно. «Правый сектор» в угоду олигархам даже забыл убийство людьми Авакова «буйного» Саши Билого.
Но вот с «Самообороной Майдана», Центральной Радой Сотен, вообще Сотнями так не получилось. В них ведь реальные революционеры. Нетрезвые, оборванные, но настоящие бойцы революции, выдвинутые этой революцией и сплоченные ею. Большая часть из майдановцев производит впечатление несколько сумасшедших, у половины – «прямой контакт с Богом». Это идеалисты, их идеализм усиливается ввиду постоянного потребления алкоголя, но идеалисты эти хорошо вооружены. В палатках на Майдане много оружия. А главное, «Самооборона Майдана», Сотни Майдана люто ненавидят олигархов и прежних системных игроков из числа чиновников. Понятно, что олигархи и прежние системные игроки напуганы наличием в центре Киева сплоченной и вооруженной силы, идеологически против них направленной. Которая в любой момент может начать новый Майдан.
Раскол по линии «олигархи, прежние системные игроки, примкнувший к ним ПС», с одной стороны, «Самооборона Майдана», Сотни Майдана сформировался еще в середине апреля. Оформился он окончательно в ночь с 29 на 30 апреля во время вооруженного противостояния на Майдане между «Самообороной Майдана» и «Правым сектором». Тогда, кстати, как ни странно в контексте убийства Билого, люди Авакова были на стороне «Правого сектора».
А дальше понеслось – кампания в СМИ по дискредитации не желающего расходиться Майдана, требования отправить майдановцев на Восточный Фронт, обвинения майдановцев в уклонении от защиты Донбасса, попытки киевских властей разобрать баррикады. Но Майдан не дрогнул и пока стоит. Время от времени ведя локальные стычки в Киеве с представителями ПС.
Да еще, конечно, избрали президентом Петра Порошенко. Но он крайне слаб, зависит от команды силовиков, которая действиями на Восточном Фронте пытается сохранить свои посты. Но он все же самостоятельный игрок, хотя и пока не влиятельный. Как будут формироваться его отношения с двумя вышеупомянутыми группами, покажет время.