Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ИГИЛ с другой точки зрения

© East News / AP PhotoДемонстрация сторонников организации «Исламское государство Ирака и Шама» в городе Мосул
Демонстрация сторонников организации «Исламское государство Ирака и Шама» в городе Мосул
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня никто не в силах оценить, сколько времени потребуется для воссоздания балансов и обеспечения стабильности на Ближнем Востоке. Но то, что порядок будет установлен еще не скоро, понятно каждому. Одна из важнейших причин, подталкивающих нас к такому неутешительному выводу — характер организации «Исламское государство Ирака и Леванта».

Спустя сто лет камни на Ближнем Востоке снова начинают перемещаться. Линии разлома сегодня глубже. Это ужасающие для XXI века события. Скверная сторона вопроса состоит в том, что все способные установить порядок силы или не знают, что делать, или отступили в укрытие.

Никто не в силах оценить, сколько времени потребуется для воссоздания балансов и обеспечения стабильности. Но то, что порядок будет установлен еще не скоро, понятно каждому. Есть две важные причины, подталкивающие нас к столь негативному выводу. Первая — характер ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»). Вторая — плачевное состояние иракского государства.

Сосредоточиться на ИГИЛ


Чтобы предвидеть политические события и риски безопасности в регионе, для начала следует сосредоточиться на ИГИЛ. Одна из главных причин, делающих эту организацию сильной, — идеология. То, насколько, наряду с идеологическими сходствами с «Аль-Каидой», важна локальная динамика, нам стало известно после оккупации Ирака США. От клановых связей, обеспечивающих общественную легитимность, до военачальников, от мазхабной ненависти до травмы, нанесенной оккупацией...

Ненависть, которая вслед за американским вторжением была распалена утратой государственной власти, обострилась в ходе «борьбы против христиан». Со временем это сопротивление в форме мазхабной войны нацелилось на «коллаборационистский шиизм». Хотя ранее создавалось впечатление, что оно ослабло, благодаря возможностям, предоставленным гражданской войной в Сирии, Запад и шииты были вновь выбраны в качестве цели. При этом односторонние, изолирующие суннитов практики аль-Малики сыграли роль катализатора.

Сегодня война в соответствии со своими внутренними законами перешла на новую стадию. Так, раз уж война однажды началась, людей стали интересовать не столько причины ее возникновения, сколько то, что создает она сама. В результате война строит собственную экосистему. Капитулирующие военные иракской армии, массовые убийства, объявление шиитским лидером Систани мобилизации, миграция людских масс из Мосула говорят о новой стадии операции ИГИЛ в Ираке.

Асимметричная война и ИГИЛ

Еще одна сильная сторона группировки ИГИЛ — избранная стратегия. Партизанская война в населенных районах и постоянная смена тактики обеспечивают ей большие преимущества. Безграничное применение методов наказания, массовая резня делают эффективной «стратегию нанесения молниеносных ударов». При этом СМИ доносят до народных масс все действия ИГИЛ, что еще более разжигает страх и вынуждает к повиновению.

География и ее преимущества

ИГИЛ безгранично пользуется преимуществами территории. Группировка активна не только в Ираке, но и в Сирии. Это дает ей возможность скрываться, рассредоточиваться и распространять свою силу. Действуя в форме, преодолевающей границы, она показывает, что не относится к суверенитету государств серьезно. Она словно разырвает политические границы военными, идеологическими и социальными реалиями.

Не только ИГИЛ, но и все организации, выбирающие стратегию асимметричной войны, без каких-либо ограничений пользуются технологическими благами. Популярным символом такого выбора на протяжении многих лет являются российские тяжелые пулеметы, установленные на пикапах Toyota (война «тойот» — последняя стадия чадско-ливийской войны, в которой армия Чада активно использовала вышеописанные машины — прим. ред.).

Хотя ни одно государство мира не поддерживает ИГИЛ открыто, вполне вероятно, что по мере углубления и расширения войны такая поддержка обнаружится. На поле боя эта ситуация примет форму опосредованной войны и будет только благоприятствовать боевикам.

Особенности ИГИЛ, часть из которых была рассмотрена выше, показывают, как сложно тем, кто желает справиться с этой группировкой. Как подсказывает нам исторический опыт, у таких организаций - долгая жизнь. Особенно в государствах, где, как в Ираке, происходит крушение всей системы.