Туристическая отрасль в Крыму к началу летнего сезона терпит значительные убытки. Чтобы остановить тенденцию, российское правительство решило задействовать компании. Но даже у патриотов возникают проблемы.
На крымских пляжах в начале летнего сезона царит непривычная тишина. Там, где обычно в туристический сезон отдыхают по шесть миллионов туристов, в этом году - явная нехватка отдыхающих.
В советское время эта часть Черноморского побережья была излюбленным местом отдыха. По сравнению с теми временами сейчас на присоединенном в марте к России полуострове царит пустота.
Раньше около двух третей отдыхающих приезжали в Крым из Украины. Сейчас же многие из них в негодовании, поскольку Россия присоединила к себе этот полуостров, и ищут новые места для отдыха.
Но русские не спешат поднимать туристическую отрасль Крыма. Многие давно привыкли к отдыху в стиле «все включено» в Турции или Египте и предпочитают его отпуску на Черноморском побережье, ставшему слишком дорогим.
«Непатриотичное» отношение туристов
Некоторые политики называют такое отношение туристов непатриотичным. Более того, многие компании частично покрывают расходы своих сотрудников на заграничные поездки. «Каких граждан мы вырастим из наших детей, если лишим их возможности увидеть свою страну и познакомиться со сверстниками из других регионов?», — негодует Ольга Тимофеева, сопредседатель Общероссийского народного фронта, который поддерживает президент Владимир Путин.
В советское время крупные предприятия предоставляли своим сотрудникам недорогие или даже бесплатные путевки на черноморские курорты. По мнению российского правительства, так должно происходить и сейчас.
На днях крупные российские госкомпании, такие, как Почта России, получили «предложение» приобрести путевки в Крым для десятков тысяч сотрудников. «Конечно, людей нельзя принудить туда поехать. Но есть разница — оплачивает ли Вам фирма полностью поездку, или же Вы едете за свой счет в Турцию?», — говорит вице-президент Ассоциации российских туроператоров Владимир Канторович.
Оксана Маширова из энергетической компании «РусГидро» рада, что ей удалось забронировать недорогую двухнедельную путевку на конец июля в Крым. «Я хочу показать моему сыну прекрасную природу Крыма», — говорит 43-летняя женщина.
Она хорошо помнит, как в детстве ездила отдыхать в Крым. Ее работодатель «РусГидро» в этом году выкупил часть поездок в Крым и ожидает, что на полуостров отправятся 6000 сотрудников компании.
Проблема добраться
Но даже у самых лояльных туристов возникает проблема практического характера. Им нужно для начала добраться до полуострова. Кто хочет отправиться в Крым сухопутным путем, как это делали в прошлые годы большинство россиян, должен ехать через Украину. Поскольку ситуация там - далеко не спокойная, железнодорожное сообщение практически прервано.
Российское правительство субсидирует авиалинии, чтобы те могли продавать недорогие авиабилеты в Крым. Дочерняя компания Аэрофлота предлагает билеты по 43 евро.
В прошлом году только 15 процентов туристов отправлялись в Крым на самолете — 300 тысяч пассажиров из двух миллионов российских туристов. Аэропорт в Симферополе - небольшой и расположен в 45 километрах от побережья.
Откат в советскую командную экономику
Природа в Крыму действительно восхитительная, но инфраструктура после распада Советского Союза осталась практически без изменений. Даже основные автомобильные дороги полуострова - в плохом состоянии, варианты размещения для туристов также оставляют желать лучшего.
Туристам в Крыму не стоит ожидать слишком многого. Президент Владимир Путин отметил в апреле, что шахтерам это раньше не мешало. «Они махнут полстакана - и на пляж».
Издание «Ведомости» критикует действия правительства, называя их возвращением к советской командной экономике. Даже если государство будет принуждать компании (как крупнейших налогоплательщиков страны) оплачивать путевки в Крым, это не поможет запустить экономику полуострова, пишет газета.