Как известно, в мае активно продвигалась идея о необходимости скорейшего избрания президента уже в первом туре, внедрялась в массы и мысль, что всенародно избранный Петр Порошенко оперативно решит проблему вооруженного конфликта на востоке Украины. Надо сказать, что в первые недели после избрания и вступления в должность Петр Алексеевич не дал ответа на вопрос, как же он собрался выходить из ситуации и с какой пользой он распорядился временем, сэкономленным на втором туре?
Боевые действия в Донецкой и Луганской областях то обостряются, то несколько затихают, но в целом за последний месяц ситуация лишь усугубилась. Не видно также, какие меры предпринимают лица, проводящие АТО, для того, чтобы снизить риск для проживающих на востоке граждан Украины. Не выступают с траурными речами первые лица, не посылают на восток лучи своего сочувствия. В отличие от тех, также печальных случаев, когда в больших количествах гибнут представители украинской армии. Уже в этом вопросе наблюдается разделение «свой – чужой».
Но воевать не хочется ни чужим, ни своим, ни кому бы то ни было еще. Это если брать простых людей, а во власти, как любят отмечать политологи и эксперты, присутствуют сторонники как мирного урегулирования, так и активных боевых действий. Вторые значительно более заметны, видимо, в силу своей воинственности, они и в этом противостоянии берут верх. И если на прошлой неделе некоторые специалисты видели какие-то проблески будущего мира, то сбитый самолет Ил-76, непонятно для чего посланный на неконтролируемую территорию, естественно, наполнил ветром паруса любителей войны.
С момента инаугурации Петра Порошенко много говорится о его мирном плане урегулирования ситуации. План этот уже одобрили зарубежные партнеры, в частности, вице-президент США Джозеф Байден. Ожидала украинская сторона и позитивного взгляда на план Порошенко со стороны России. Об этом говорил и.о. министра иностранных дел Андрей Дещица за несколько дней до своего наиболее глубокого и вошедшего в историю субботнего заявления.
В принципе, свой мирный план глава государства обсуждал не только с иностранными коллегами, но и обрисовал в ходе своей инаугурационной речи. «Во первых строках» своего плана Петр Алексеевич предлагал сложить оружие и гарантировал освобождение от уголовной ответственности «тем, на чьих руках нет крови, и кто не финансировал терроризм». Вторым пунктом был «контролируемый коридор для российских наемников», наконец, третьим -- «мирный диалог». Наверное, в рамках этого мирного диалога президент обещал Донбассу децентрализацию власти, гарантию свободного использования в регионе русского языка, уважение к специфике, нюансы в вопросах исторической памяти и т.д., включая совместный с ЕС проект по созданию рабочих мест на востоке Украины, инвестиции и экономическую реконструкцию.
По большому счету, все это можно было слышать и от временных весенних правителей Украины Александра Турчинова и Арсения Яценюка, как говорится, найди десять отличий.
Что изменилось за почти 10 дней со дня инаугурации в этом плане? Ничего, как рассказал вчера на «Свободе слова» первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема, предусмотрено все то же временное короткое перемирие и коридор для того, чтобы покинуть пределы страны. При этом, строго настаивал министр, это не будет касаться «людей, которые совершили особо тяжкие преступления, связанные с убийствами, пытками, тяжелыми телесными повреждениями». Что интересно, также г-н Ярема говорил о необходимости в кратчайшие сроки вернуть контроль над государственной границей. Вот вернут контроль и будут смотреть за тем, как «российские наемники» пойдут по коридору домой, на выходе отчитываясь о совершенных преступлениях.
Необходимость установки контроля над границей, конечно, очень слабо сочетается с понятием временного короткого перемирия, либо одно, либо другое. А пока установится контроль, уже и мириться может быть не с кем.
Запасной вариант на случай отказа наемников уходить Виталием Яремой предусмотрен, они просто будут уничтожены. То есть, война до победного конца, а значит, смерти и смерти. Раз не меняется план, нет изменений и в том, что происходит на Донбассе.
Например, из свежих «решительных» мер. Сегодня президент ввел должность уполномоченного президента Украины по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях – новый пост получила депутат УДАРа Ирина Геращенко. Это бывший журналист и пресс-секретарь Виктора Ющенко, с 2007-го года проводившая время в Верховной раде, сначала в рядах «Нашей Украины», в последнем созыве в команде Виталия Кличко, и, конечно, на многочисленных телеэфирах. Вспоминая речи г-жи Геращенко, можно предположить, что она очень «популярна» на востоке страны, хотя, пожалуй, назначение Ирины Фарион на эту должность там не одобрили бы еще сильнее.
Что же такого «мирноурегулирующего» должна сделать Ирина Геращенко на новой должности? Как отмечается в указе, депутат будет представлять позицию Петра Порошенко «по вопросам деэскалации напряжения, достижения гражданского согласия, обеспечения безопасности граждан», ну и т.д. Каким образом? Посредством проведения «консультаций и круглых столов».
В общем, сложно увидеть какую-то логику в этом назначении, кроме необходимости пристроить на должность человека из «УДАРа», ставшего перед выборами базовой политической силой для Петра Порошенко.
Верховная рада сегодня не смогла принять проект постановления № 4087а «Об обращении Верховной Рады Украины к президенту Украины в связи с событиями на Востоке Украины«, в котором было предусмотрено введение военного положения на территории Луганской и Донецкой областей, полное перекрытие границы с РФ и проведение консультаций на предмет введения визового режима с РФ.
Еще, из интересного, предлагалось немедленно прекратить сотрудничество с Россией в военной сфере. «Все украинские специалисты, которые работают по военным контрактам с субъектами РФ, должны быть немедленно отозваны, а сами контракты разорваны, включая контракты на производство украинскими заводами товаров двойного назначения». Конкуренты запорожской «Мотор-Сичи» и других украинских предприятий, сумевших удержаться на плаву после развала СССР, наверное, будут очень довольны, когда постановление пройдет. А ведь каких-то полгода назад украинский ВПК наоборот был приободрен грядущими заказами из России. Но что поделаешь, если совместно произведенный Украиной и Россией двигатель или самолет будет летать где-то над Южной Америкой, это ведь будет большим ударом по антитеррористической операции.
Пока, правда, за постановление проголосовали лишь 218 депутатов, но резервы для его принятия, даже без учета коммунистов и оставшихся регионалов, конечно, могут быть найдены. Пока же спикер Турчинов и уполномоченная Геращенко обещают внести поправки по всем пунктам постановления и принять его к концу недели.
Все это наводит на мысли, что если и есть какой-то план о грядущих событиях на востоке Украины, то он является продуктом не Верховной рады и не свежеизбранного президента. Хотя они могут быть с ним частично ознакомлены.