В партизанской войне в Восточной Украине все чаще в центре внимания оказываются журналисты. Официальная Москва возмущена. «До сих пор украинские силовики захватывали и пытали журналистов, — пишет в своем Twitter глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. — Теперь они их намеренно убивают».
Во вторник многие российские телевизионные журналисты попали под артиллерийский обстрел неподалеку от пригорода Луганска, поселка Металлист. Погибли корреспондент Игорь Корнелюк и видеотехник Антон Волошин. Варварский обстрел журналистов — очередное военное преступление украинских силовиков, заявил уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов.
Украинский президент Петр Порошенко выразил в среду по телефону соболезнования своему российскому коллеге Владимиру Путину и заявил об одностороннем прекращении огня, чтобы дать пророссийским мятежникам возможность сложить оружие. Но Москва, видимо, не показывает готовность к примирению. «Кровь наших коллег - на руках нового президента Украины, сколько бы тот ни говорил с высоких трибун о мире», — пишет правительственная «Российская газета».
По сообщениям российских коллег, Корнелюк и Волошин погибли от разорвавшегося снаряда на блокпосте повстанцев, на обоих были шлемы и жилетки с надписями «TV». Постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев утверждает, что на российских журналистах не было опознавательных знаков СМИ.
В конце мая недалеко от Славянска при артиллерийском обстреле погибли итальянский фоторепортер Андреа Рочелли и российский переводчик Андрей Миронов. Кроме того, обе стороны постоянно задерживали журналистов. Украинцы в середине мая задержали около Краматорска двух репортеров прокремлевского телеканала LifeNews, позднее их отпустили, они вылетели в Россию. На прошлой неделе были задержаны два журналиста телеканала «Звезда». Российские СМИ сообщали о требованиях выкупа и пытках. Однако выглядели репортеры не сильно пострадавшими, в отличие от украинского тележурналиста, которого собственные десантники избили из-за того, что он сфотографировал на фронте молодую девушку, военного психолога, и выложил фотографии в Facebook.
Но и сепаратисты охотятся на журналистов. В осажденных административных зданиях Донецка и Луганска висят объявления о розыске прозападного репортера Андрея Бабченко. Украинские и иностранные корреспонденты регулярно попадают в подвалы офиса спецслужб в Славянске, штаб повстанцев. Либеральный московский репортер Павел Каныгин был похищен сепаратистами из-за «неправильных» блогов в Facebook, он был избит, за него требовали выкуп в размере 30 тысяч долларов, но в результате отпустили за 2000 долларов.
Каныгин полагает, что вполне возможно, что украинские солдаты целенаправленно открыли огонь по журналистам. «Там царит война. Для солдат российские тележурналисты — вражеские пропагандисты и такие же противники, как сами сепаратисты». Корнелюк в своем последнем репортаже передавал, что украинские солдаты открывают беспорядочный огонь по жилым районам. Вероятно, это была искаженная информация. Так же, как и высказывание партизана в маске о том, что в соседнем районе украинцы убивают женщин и детей.