Вашингтон − В дискуссии о доступности дешевых лекарств в развивающихся странах зачастую не принимается во внимание один очень важный вопрос. Для правительств этих стран обычным делом является облагать жизненно важные препараты таможенными пошлинами и другими видами налогов. Хотя эти меры приносят умеренный доход, они приводят к удорожанию соответствующих препаратов, что может сделать их недоступными для тех, кто больше всего в них нуждается.
Как и развитые страны, развивающиеся импортируют некоторые — если не все — лекарственные препараты, стоимость которых в основном оплачивается самими пациентами, с учетом отсутствия медицинского страхования в этих странах. Индийцы, например, оплачивают 70% расходов на здравоохранение из собственного кармана. В некоторых регионах, где таможенные пошлины и другие налоги увеличивают стоимость лекарств на две трети, даже самые элементарные непатентованные препараты оказываются не по карману беднейшим слоям населения. Как сформулировано в выводах одного отчета об исследовании рынка лекарственных препаратов Дели, такие сборы по существу являются «налогом на больных», который государство легко могло бы отменить.
Аналогично обстоят дела во многих развивающихся странах. Согласно исследованию 2012 года, проведенному Всемирной торговой организацией, Аргентина, Бразилия, Индия и Россия облагают импортные лекарства пошлинами в размере около 10%, а, например, Алжир и Руанда — 15%. В Джибути пошлина составляет 26%. Как отмечается в отчете, трудно понять, почему малые страны сохраняют высокие пошлины на продукцию медицинского назначения, ведь это приводит лишь к повышению внутренних цен на нее.
Но пошлины — только часть проблемы. Во многих странах действуют также большие налоги с продаж. В Бразилии препараты, отпускаемые по рецепту, облагаются налогом в 28%, а в Индии с лекарств взимается НДС (5%) и образовательный налог (3%), в дополнение к государственным налогам, составляющим от 5% до 16%.
Развивающиеся страны оправдывают эти налоги, заявляя, что с их помощью финансируются расходы на социальные нужды. Однако в 2011 году сумма, вырученная от налогов на лекарственные препараты в Индии, превышала расходы государства на лекарства для народа. Кризис индийской системы здравоохранения не был бы таким тяжелым, если бы правительство прекратило искусственно повышать цены на лекарства, в которых нуждаются люди.
Более того, какими бы ни были финансовые трудности, возлагать самую большую финансовую ношу на тех, у кого самое слабое здоровье (и для кого, предположительно, как раз и существуют такие социальные программы), — это шаг крайне реакционный, если не откровенное извращение. Да и для экономики это контрпродуктивно. Повышение цен на лекарства сокращает их использование, что ведет к увеличению заболеваемости, снижению производительности и замедлению роста ВВП.
Существует лучший способ. Несколько стран, в том числе Колумбия, Эфиопия, Малайзия, Никарагуа, Пакистан, Танзания и Уганда, существенно снизили или отменили пошлины и налоги на лекарства. Результаты оказались впечатляющими. После того, как в Кении отменили пошлины и налоги на антималярийную продукцию, эта страна сообщила о снижении детской смертности и заболеваемости на 44% в период с 2002 по 2009 год.
Индия и Китай, будучи сами крупными экспортерами фармацевтических препаратов, очевидно, заинтересованы в том, чтобы пошлины на лекарства снизились повсеместно. Индия, которую называют «аптекой для развивающегося мира», - один из крупнейших экспортеров готовых лекарств, в то время как Китай производит 70-80% активных ингредиентов этих препаратов.
Отмена фармацевтических пошлин стала бы достойным продолжением примера, поданного развитыми странами, когда они два десятилетия назад создали ВТО. Как провозгласила Всемирная организация здравоохранения, «правительства должны облагать налогами то, от чего люди болеют, а не то, что делает их здоровыми».
Конечно, снижение налогов не решит всех многочисленных проблем, связанных с доступностью здравоохранения в развивающихся странах, это, например, нехватка больниц, клиник, врачей, а также государственного и частного страхования. Но устранение пошлин — это то, что можно сделать быстро и что принесет пользу нуждающимся незамедлительно.
Будучи странами, в которых находятся ведущие производители лекарств — многие из которых больше всего страдают от этих пошлин, — Индия и Китай должны возглавить международную борьбу за либерализацию. Саммит БРИКС, который пройдет 15 — 17 июля в Форталезе (Бразилия), может оказаться удачным местом для того, чтобы ее начать.
Эти страны определенно продемонстрировали способность действовать совместно. В этом году Китай присоединился к 13 другим странам-членам ВТО, призывающим отменить пошлины на товары, связанные с охраной окружающей среды. Китай, Индия и другие страны БРИКС должны образовать аналогичную коалицию для борьбы за отмену фармацевтических пошлин, тем самым расширяя доступ к здравоохранению во всем развивающемся мире. Больные и немощные всего мира не должны страдать без необходимости.