В ходе германо-российских Потсдамских встреч, посвященных в этом году наследию Первой мировой войны, неизбежно встал вопрос: почему Россия больше не понимает Запад и ведет пусть и скрытую, но войну с братской Украиной? В обоих случаях наблюдается разлом цивилизации, как отметил руководитель мероприятия, выдающийся дипломат Эрнст-Йорг фон Штудниц (Ernst-Jörg von Studnitz), внезапная потеря разрабатываемой в течение долго времени культуры понимания и баланса.
Россия, которая до 1914 года относилась к европейским странам, переживающим стремительный экономический рост, потеряла — в том числе из-за Октябрьской революции 1917 года — 20-й век, объясняет, ссылаясь на Александра Солженицына, литературовед и телеведущий из Москвы Александр Архангельский. У огромной России никогда не было достаточно долгого мирного периода для продолжительного развития.
Если представить себе историческое развитие как гонку с препятствиями, то у Европы есть больший «балласт», прежде всего, культурный, чем у более богатой в географическом и военно-стратегическом плане Америки, но намного меньший, чем у России, территории которой крайне тяжело осваивать и оборонять.
Цивилизационные успехи, однако, требуют большого участия, говорит Архангельский и вспоминает о судьбе своего петербургского коллеги Константина Азадовского, также присутствовавшего на встрече в Потсдаме, который спустя многие годы добился того, чтобы его политический преследователи из брежневской эпохи были наказаны, но не их начальники.
С того момента, как Россия погрузилась в авторитарно-архаичную систему, в стране все еще почитается ценность утерянной демократии, чего не было в конце ельцинских 90-х годов, говорит Архангельский. Азадовский выражает даже опасение, что путинский режим хорошо подходит его хронически перенапряженной стране. Он вспоминает о встрече с президентом в ПЕН-клубе Санкт-Петербурга вскоре после вступления в должность, тогда Путина спросили, поставит ли он на все должности людей из своего окружения. И глава государства задал встречный вопрос: возможно, у литераторов есть более подходящие кандидатуры? Азадовский оспорил также предрассудок тотального российского правого нигилизма. Российская юстиция только в политически значимых случаях зависима от государственной власти. Повседневные уголовные дела зачастую раскрываются.
Оба ученых относятся к числу европейских россиян, которые готовы к тому, что однажды им придется внезапно покинуть страну. Однако Архангельский высказывался за сопротивление в, казалось бы, безнадежной ситуации. История следует закону инертности, говорит Архангельский. Нужно попытаться повернуть ее в другую систему координат инерции.
Но снова не хватает времени. Поражения России создают вакуум власти, в который вторгается Запад под руководством Америки. На Украине Запад находится в стратегически крайне важном для России восточнославянском регионе. Многие из тех, кто с пониманием относится к Путину, опасаются долгосрочных потерь. Российско-европейский раскол Архангельский объясняет тем, что европейские партнеры безответственно вели себя в игре держав и не относились к России как политические субъекты. Историк Роланда Хене (Ronals Höhne) возмущен тем фактом, что свободные, как они сами считают, немецкие СМИ воспринимают только реваншистские атаки восточно-украинских повстанцев, но игнорируют воздушные атаки киевской армии, забрасывающей повстанцев фосфорными бомбами. И мюнхенский историк Мартин Шульце Вессел (Martin Schulze Wessel) предостерегает от последствий глубокого внутреннего раскола Украины и ее легитимного руководства, которое можно назвать таковым только с оговорками.
Как и прежде, в судьбоносных переломных моментах в России видят руку демонов. Протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин объявил национальное освободительное движение Украины, как и любую критику в адрес президента Путина, реанимирующего имперскую идею, делом рук дьявола. Московский писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) сказал в Потсдаме, что его изображение с рогами и копытами, как у черта, на серии плакатов красуется в московском пригороде для миллионеров, на Рублевке, как предостережение для близких Кремлю олигархов.
Азадовский полагает, что демоническими — то есть деструктивными и нечеловеческими — являются, прежде всего, дегуманизированные энергии, которые пробудил Путин в Восточной Украине и которые в скором времени могут быть направлены против самого главы Кремля. Российская элита, которая однажды добивалась перестройки и затем похоронила Советский Союз, чтобы суметь насладиться свободой передвижения, как западные представители среднего класса, вскоре может оказаться вынужденной вернуться пункт «А» к отечественным люксовым оазисам, прогнозирует Азадовский в контексте путинского постановления о репатриации капитала и запрета на двойное гражданство и вид на жительство за границей.
Тем важнее представляется основательная и вместе с тем простая мысль руководителя представительства Торгово-промышленной палаты РФ в Германии, философа по образованию Сергея Никитина, который рассказал о монахе московского Данилова монастыря, которому он помогал в приобретениях для монастыря. Индоктринированный монах, бывший десантник, когда в первый раз приехал в Германию, всерьез полагал, что он приезжает на землю, где царят вражеские демоны, вспоминает Никитин. Тем больше его впоследствии впечатлили солидные немецкие торговые партнеры. Только при помощи такого сотрудничества, когда насаждаемые государственной пропагандой стереотипы заменяются человеческим опытом, могут развиваться двусторонние отношения.