Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Назад в будущее

© East News / AP Photo/Charles DharapakБарак Обама и Петр Порошенко во время встречи в Варшаве
Барак Обама и Петр Порошенко во время встречи в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В глобальной политике, кто бы что ни говорил, первую скрипку продолжают играть США. Несмотря на то, что их роль уменьшилась, они продолжают иметь ключевое значение в финансовой и военно-политической сферах. Они контролируют и влияют на глобальные институты - МВФ, Всемирный Банк, НАТО.

Ситуация в современном мире во многом напоминает начало прошлого века. Даже расклады те же, просто имена игроков поменялись.
 
В глобальной политике, кто бы что ни говорил, первую скрипку продолжают играть США. Несмотря на то, что их роль уменьшилась, они продолжают иметь ключевое значение в финансовой и военно-политической сферах. Они контролируют и влияют на глобальные институты - МВФ, Всемирный Банк, НАТО. Все передовые технологии и массовая культура делаются в США. Они играют не полностью доминирующую, но во многом определяющую роль. Вашингтон защищает свои позиции в мировой системе, как это делала Британия после Первой мировой войны. Для этого он старается бить по болевым точкам своих конкурентов в Евразии.
 
Таких конкурентов у них три: Китай, исламский мир и Россия. Украинские события показали, что мотивация США достаточно понятна и проста. Они рассматривают Украину как инструмент влияния на Евразию и Европу. Географическое положение Украины позволяет влиять на Германию и Россию, так как Украина является воротами в Европу и в Евразию. Контроль над Украиной позволяет Штатам предотвратить появление континентального союза между Германией и РФ. Это старая концепция англо-саксов, поэтому США так пристально следят за событиями на Украине и всячески стараются помешать Москве вернуть Украину в орбиту своего влияния назад, поскольку прекрасно понимают, что это приведет к очень серьезным последствиям для всего расклада в Европе и Евразии.
 
Посредством разыгрывания украинской карты США также решают свои вопросы, чтобы объединиться с Европой в рамках трансатлантического сообщества. Поэтому им на руку ситуация, когда Россия запугивает Европу, и Украина как жертва выполняет роль сплачивающего инструмента, который позволяет американцам усилить свои позиции в Европе. Таким образом, ключевой мотив США в отношении Украины - геополитический, а экономика находится на втором месте.
 
После Украины произошли тектонические сдвиги в глобальной политике. Ялтинско-потсдамская система международных отношений уже давно находилась в кризисе. Американцы делали достаточно, чтобы ее ликвидировать, а Путин одним махом - вернув Крым - расставил все точки над i. Объективно это должно было закончиться кризисом. Кризис такого масштаба всегда решается насильственными методами, а не мирным путем. Этот процесс будет постоянно нарастать и закончится тем, что старые факторы, на которых базировалась Ялтинская система, просто исчезнут.
 
Новый баланс сил, который сегодня возник и связан с ростом азиатских государств, закрепится после того, как крупные игроки разберутся между собой и будет зафиксирован новый статус-кво, что приведет к созданию новых мировых институтов. Так что, основные события впереди.
 
Главный конфликт в мировой системе назревает между США и Китаем, но Россия занимает особую позицию из-за ресурсов и ядерного оружия. Если не решить проблему России, то США не смогут обыграть Китай. Вашингтон уже пытался затащить Россию в свой лагерь и был близок к этому, но…Россия играет в «свою игру» и намерена сохранить свое место в мировом порядке, где она имела влияние. Для этого ей необходим контроль над ближайшей периферией, посредством объединений, подобным Евразийский экономический союз или ОДКБ.
 
Россия располагает ядерным оружием, позволяющим ей вести напористую внешнюю политику. США будут противодействовать этому, создавая мощную коалицию со стороны государств Азии и Европы. Америка будет избегать лобового столкновения с РФ, чтобы не допустить ядерной войны, но через экономику США будут делать все, чтобы ослабить Кремль как субъект мировой политики.
 
Путин имеет сегодня козыри и может создать коалицию с Китаем или Германией. Он будет играть на разрушение Евросоюза через различные националистические партии (типа Национальный Фронт Марин Ле Пен во Франции), чтобы ослабить европейские институты и выйти на прямые договоренности с национальными государствами. Таким образом, он пытается вытащить ЕС из-под крыла Америки, а на Востоке ослабить зависимость Китая от рынка США и создать большой евразийский рынок, где бы Российская Федерация играла важную роль. Однако зависимость Китая от Европы, США и Японии пока очень велика...
 
Китай сам находится в шатком положении из-за перенаселенности. Население сосредоточено в прибрежных провинциях, и их экономика очень уязвима к внешним факторам, поскольку значительная часть продукции экспортируется на внешние рынки. Внутренний рынок в Китае стал большим, но он не может компенсировать потерю внешнего рынка. Китай также очень зависит от морских коммуникаций, из Африки и Латинской Америки ему поставляется сырье для его прожорливой экономики, а на морских коммуникациях пока доминируют США. Пока у Китая не появится мощный океанский флот, ему будет опасно участвовать в авантюрах, поскольку в таком случае он больше потеряет, чем приобретет. Поэтому Пекин очень осторожен. Это он нужен США и России, и он это очень хорошо понимает. Китайцы прекрасно помнят, как много они выигрывают, играя на противоречиях Вашингтона и Москвы еще со времен договора с Ричардом Никсоном и Генри Киссинджером. Газовый контракт с Москвой, заключенный в мае, стал наглядным подтверждением этого.
 
Мы находимся в начале очень большого пути. И те жертвы, которые мы уже понесли, - ничто в сравнении с теми очень серьезными испытаниями, которые нас ждут. Сегодня Армения находится в ситуации 1914-го года, чтобы было понятно, о чем речь. Но сейчас надо быть очень осторожными и осмотрительными, чтобы не оказаться в состоянии 1915-го, а потом достойно встретить 1918-й.