Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русские предлагают Германии атомную энергию

Глава российского энергетического концерна Роснефть предлагает Германии поставки атомной энергии из Калининградской области. Немцев это предложение позабавило, но на самом деле оно довольно серьезно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глава российского энергетического концерна Роснефть предлагает Германии поставки атомной энергии из Калининградской области. Немцев это предложение позабавило, но на самом деле оно довольно серьезно. Сечин быстро дал понять, что не шутит. «Проект строительства АЭС в Калининградской области имеет значение и для Германии», - сказал глава Роснефти.

По собственным данным, Роснефть является крупнейшим котируемым на бирже энергетическим концерном в мире с точки зрения добычи. На него приходится порядка пяти процентов всего производства нефти в мире. Так что у главы концерна, определенно, очень много важных дел.

Вообще-то президент Роснефти Игорь Сечин в минувшее воскресенье собирался присутствовать на открытии новой гигантской буровой платформы в окрестностях Сахалина на Дальнем Востоке. Однако Сечин, которого иногда называют возможным преемником Путина на посту президента России, принял приглашение руководителя Германского энергетического агентства Штефана Колера (Stephan Kohler) и приехал в Берлин, где на встрече с менеджерами и политиками выступил с докладом на тему «Россия — Германия: путь вперед».

Сам факт приглашения Сечина на встречу высокопоставленных менеджеров выглядит неожиданным на фоне европейских экономических санкций против России из-за постоянно накаляющегося украинского кризиса. Но еще удивительнее оказалось предложение главы Роснефти в адрес участников встречи. По его словам, Россия могла бы поставлять со своей будущей АЭС в Калининградской области атомную энергию через Балтийское море в Германию.

«Немного мимо цели»

Участники встречи, в частности, председатель правления концерна E.on Йоханнес Тайссен (Johannes Teyssen) и бывший глава RWE Юрген Гроссманн (Jürgen Großmann), восприняли это предложение с усмешкой. «Это выстрел немного мимо цели», - высказался один из менеджеров.

Но Сечин быстро дал понять, что не шутит. «Проект строительства АЭС в Калининградской области имеет значение и для Германии», - сказал глава Роснефти, который в 2012 году был заместителем российского премьер-министра. - Энергетический мост между Калининградом и Германией, по-моему, представляет определенный интерес. Энергию можно поставлять из Калининграда в Германию как по суше, так и по воде».

Уверенность Сечина в том, что Россия и Германия после охлаждения двусторонних отношений после событий последних месяцев могли бы вновь сблизиться именно посредством атомной энергетики, вполне можно было бы интерпретировать как доказательство выросшей дистанции между странами. Но на самом деле Сечин, входящий в ближайшее окружение Путина, лишь выступил с инициативой, которую стороны не так давно уже обсуждали.

О проекте говорили еще в 2011 году

Об этом свидетельствует ответ немецкого правительства на запрос парламентской фракции «зеленых» от конца 2012 года. Правительство подтвердило, что российское министерство экономического развития и тогдашний министр экономики Германии Филипп Рёслер (Philipp Rösler) вели переговоры «на тему экспорта энергии из Калининградской области» еще в 2011 году. При этом российская сторона «предложила проложить по дну Балтийского моря высоковольтную линию передач мощностью в тысячу мегаватт». Проект получил бы название «Объединенная энергосеть Калининградской области и Германии» («Interconnection Kaliningrad Region Power System — German Power System»).

За ними последовали переговоры между российским РАО ЕЭС и восточногерманским оператором 50 Hertz, в которых участвовал президент Федерального сетевого агентства Йохен Хоманн (Jochen Homann). Кроме того, Россия успела проинформировать о своих планах и Польшу. Результат переговоров, согласно ответу на запрос, «неизвестен» немецкому правительству.

Представители 50 Hertz не смогли вспомнить сколько-нибудь существенных результатов переговоров. Но тот факт, что глава Роснефти Сечин вновь выступил с идеей по экспорту атомной энергии, имеет под собой определенные основания: строительство под Калининградом двух огромных реакторов мощностью по 1200 мегаватт в настоящий момент заморожено.

Русские не находят потребителей своей энергии


Запланированные к строительству реакторы в российском прибалтийском анклаве должны были производить энергию, в первую очередь, на экспорт. Но русским не удается найти потребителей. Страны Балтии, правда, испытывают дефицит энергии после того, как Европейская комиссия в 2009 году распорядилась закрыть Ингалинскую АЭС в Литве, но, тем не менее, выступают категорически против подключения к энергетической системе своего огромного соседа. Однако Германия, которая постепенно закрывает собственные АЭС, по мнению российских энергетиков, могла бы в перспективе оказаться заинтересованной в импорте атомной энергии.

«Как вы оцениваете германскую политику по переходу к альтернативным источникам энергии?», - спросил один из менеджеров Siemens Сечина после его выступления. Ответ того стал некой смесью сочувствия и презрения: «Не волнуйтесь, мы всегда поможем вам».

Санкции: Сечин настроен прагматично


По поводу разговоров о новых антироссийских санкциях со стороны ЕС Сечин, как и ожидалось, высказался отрицательно: «Мы должны действовать прагматично. Если санкции коснутся энергетической сферы, то в конфликт окажутся втянуты миллионы ни в чем не повинных людей».

«На нашу долю приходятся 22 процента мощностей немецких НПЗ; мы генерируем 20 процентов российско-германского товарооборота», - подчеркнул глава Роснефти. В свою очередь, в России работают 6300 предприятий с немецким участием, а в торговой сфере, по его словам, созданы порядка 300 тысяч рабочих мест.

При этом Сечин предупредил, что Германия рискует потерять свои позиции на российском рынке, «потому что американские и азиатские предприятия с удовольствием займут их место». А санкции, по его мнению, «не помогут никому. Из-за них лишь возникнут дополнительные риски, которые могут затронуть очень широкий круг лиц».