Не успело ослабеть давление рынка, как политики стали требовать смягчения пакта стабильности. Но это стало бы фатальным решением. С долгами нельзя достичь роста.
Обманчивое спокойствие на финансовых рынках таит в себе опасность того, что уроки кризиса снова окажутся забытыми. Но это было бы фатальной ошибкой. Сомнения в несущей силе госфинансов могут вызвать крупные потрясения в валютном союзе. Это наглядно продемонстрировал кризис.
Как следствие, союз оказался вынужденным через стабилизационный фонд предоставлять некоторым странам миллиардные кредиты. Денежная политика оказалась под давлением и стала выполнять роль «чистильщика» – частично в пограничной области своего мандата. Мы не должны забывать о том, что на частных или государственных долгах невозможно построить продолжительный экономический рост.
Кода кризис был на своем пике, все ответственные лица торжественно заверяли в необходимости противопоставления солидарной ответственности более сильному общему контролю. Таким образом, должен был быть улучшен важный для функционирования валютного союза баланс между ответственностью и контролем, и скорректированы нарушения равновесия. Вместе с тем должны быть предотвращены национальные погрешности в развитии. Из валютного союза не должен возникнуть союз долговой.
Необходимо укрепить фискальные правила
Фискальные правила должны быть усилены и содержать в себе больше объединяющей силы. Правила должны отчетливее защищаться от политического управления и страховаться за счет более строгих национальных бюджетных правил. Кроме того, необходимо обратить внимание на отклонения в макроэкономическом развитии.
При помощи новых механизмов и обязательств отдельных стран необходимо вернуть утерянное доверие и продемонстрировать надежную перспективу для будущего. Поскольку денежная политика с низкими процентами и нестандартными мерами требовала определенного времени, Совет ЕЦБ регулярно указывает на то, что причины кризиса могут быть преодолены только при помощи усилий по консолидации и реализации реформ в затронутых странах.
В данном контексте отрезвляющее воздействие имеет тот факт, что в момент, когда давление рынка даже еще не успело снизиться, в политическом пространстве появляются требования по смягчению правил. Некоторые требуют изменений, например, вычетов некоторых статей расхода из дефицита, чтобы тем самым замаскировать дополнительное долговое бремя, которое в результате будет передано следующим поколениям. Другие довольствуются тем, что подвергают чрезмерным нагрузкам предоставленное в рамках правил пространство по принятию решений и заявляют, что все и без того можно «сделать пригодным».
Фискальные правила фактически – и после недавней реформы – не оказались особо строгими. Например, во Франции – откуда доносятся наиболее громкие требования ослабления правил – квота дефицита с основания валютного союза в девяти из 15 лет находится на уровне выше трех процентов, а после 2001 года долговая квота, за исключением одного года, показывала рост.
Так будет и в этом году, прогнозируемый показатель дефицита – четыре процента. «Диктатом экономии» это назвать никак нельзя.
Сложные правила усложняют государственный контроль
В прошлом никогда не было недостатка заявлений о снижении дефицита и долгов, не хватало, напротив, реальных мер. На основе реформированных правил были ослаблены установки для корректировки дефицита и правил. Механизмы в каждом конкретном случае становились все более сложными и менее прозрачными. Соблюдение правил также становилось сложнее контролировать.
Первый опыт с макроэкономическими механизмами также оказался неоднозначным. Согласно докладу, подготовленному по заказу Европарламента, европейские рекомендации во многих случаях не выполняются или выполняются в недостаточном объеме в национальной политике. Здесь, например, немецкие решения в области пенсионной политики не носят образцовый характер.
При этом необходимо не ослабление, а усиление фискальных правил. Было бы абсолютно неверным, если бы проблемы отдельных стран не решались в корне, а ответственные лица полагались на то, что и при новом обострении ситуации денежная политика или фискальные механизмы помощи вновь стали бы спасением.
Прочные бюджеты – предпосылка стабильного валютного союза
Отрицательное воздействие на доверие не только к надежным рамкам валютного союза, но и к несущей силе политики оказало бы подчеркивание ужесточенных фискальных правил как важного элемента валютного союза, опирающегося на собственную фискальную ответственность, которые однако при снижении давления быстро бы отменялись.
Разумеется, меры по консолидации и реформам в сегодняшней ситуации сложно выполнить с политической точки зрения, и некоторые из них на некоторое время ослабляют конъюнктурное развитие. Поэтому правительства стремятся отсрочить усилия по консолидации. Прочные госфинансы не являются противопоставлением ориентированной на рост экономической политике и высокой занятости.
Они, напротив, являются важной основой, а финансирование долгов не является предпосылкой для реализации структурных реформ. В конце концов, расчет реформ на более высокий дефицит приведет к бюджетно-политической неразборчивости и ослаблению действия правил.
Исторически низкие расходы на финансирование государств, связанные также с ослабленной денежной политикой в мире, не должны ослаблять деятельную волю. Страны со слишком высокими долговыми квотами смогут с трудом пережить будущий рост процентов. Тем самым возрастет риск того, что денежная политика вновь окажется под политическим давлением. Но, ни в коем случае, Совету ЕЦБ нельзя откладывать необходимое повышение процентов с учетом несущей силы госфинансов.
Прочные государственные бюджеты являются предпосылкой для стабильного валютного союза. Прошлое показало, что оно достигается не ослаблением фискальных правил.
Йенс Вaйдман (Jens Weidmann) – президент Немецкого федерального банка