Россия смогла оккупировать Крым без единого сражения. Войска Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) захватили целый ряд городов на северо-востоке страны, заняли без боя город стратегического значения Мосул и были остановлены (или остановились сами?) примерно в сотне километрах от Багдада. В обоих случаях в руки захватчиков попало много пленных и большое количество военной техники.
Западные эксперты удивляются, куда делась обученная Западом и, прежде всего США, армия Ирака со всей ее современной техникой, на которую были потрачены миллиарды долларов американских налогоплательщиков.
Украинская армия тоже не из числа маленьких. Одних только генералов (украинских ВС) хватит на несколько государств.
Забывают, что и в XXI веке воюют люди, использующие боевую технику, но не военная техника, которой управляют люди. Как в случае с Украиной, так и в случае с Ираком армию характеризует низкий боевой дух, который является основной причиной поражений.
В связи с украинским кризисом НАТО решил усилить свою боеготовность, важным фактором здесь считают возвращение американских военных баз в Европу. Это не только непростое решение, но и непопулярное, к примеру, в Америке, где его атакуют левые либералы (либерал в политическом лексиконе Америки означает примерно то же, что и социал-демократ в Европе), а также консерваторы правого толка, такие, как Рон Пол и Пэт Бучанан, не скрывающий симпатий к Путину. Это решение непопулярно и в Европе. Действительно, кто хочет видеть чужие войска на своей земле, даже если речь идет о союзниках.
Военные базы означают не только большую защищенность, но и большую угрозу — в случае конфликта они сразу же станут объектами нападения. Даже в мирное время могут возникать трения, поскольку солдаты не содержатся на базах в заточении, они имеют привычку выходить в город, посещать увеселительные заведения, любезничать с местными девчонками. Все это может привести к бытовым ссорам, которые могут завершаться схватками. Для это даже не нужно базы, достаточно, к примеру, дружественного визита военных кораблей, что было продемонстрировано примерно месяц назад в Вентспилсе. В результате инцидента один из моряков получил тяжкие травмы и нуждался в госпитализации. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс предъявил госсекретарю НАТО жалобу, а президент Латвии и премьер-министр, напротив, попросили у генсека прощения. И это был всего лишь двухдневный визит.
Также неслучайно, что премьер-министры Чехии и Словакии Богуслав Соботка и Роберт Фико (из социалистов) сообщили, что они не хотят видеть на своей территории базы США. В этом плане они радикально отличаются от своих польских соседей. Недавно я побывал в Польше, в результате чего пришел к выводу, что там царят настроения прифронтового государства, безоговорочное желание отстаивать свою свободу и не сдаваться. Конечно, в этом контексте базы США лишь приветствуются. Разница в национальной психологии обусловлена историческим фоном. Если поляки на протяжении столетий с оружием в руках боролись за свою независимость, часто становились жертвами сокрушительного поражения, но каждый раз, как Феникс, восставали из пепла, то у южных соседей история другая.
Перевод: Delfi.ee (Эстония).