Отсчет времени начался: Евросоюз настроен склонить руководство в Москве к смене политического курса. У президента Путина есть время до пятницы, чтобы на деле поддержать мирный план своего украинского коллеги Порошенко. Иначе случится то, чего большинство европолитиков очень хотели бы избежать - Европа введет дальнейшие экономические санкции против России.
План новых санкций уже подготовлен, отрасли, фирмы, товары и торговые пути - определены. Дипломаты в Брюсселе говорят о том, что уже «прицелились» санкцяими в сторону России. Что же или кто послужит спусковым механизмом? Неужели тот, кто на самом деле нажмет на курок? Кстати, если взглянуть на формулировки, которые использует «миролюбивый Евросоюз», они выглядят так, будто созданы во времена военного противостояния.
Запад пытается найти адекватный ответ на события, происходящие в Крыму и восточных областях Украины, но для начала нужно вообще осознать действия России. Среди спецслужб говорят о «неясных» и «смешанных военных действиях». Подобный неоднозначный способ ведения войны, который использует Россия против соседнего государства, выводит ЕС в качестве важного актера на геополитическую арену, причем против его собственного желания.
Все внимание - на Украину
Так, Европейский союз одобрил план мирного урегулирования, предложенный украинским правительством. Украинские политики пользуются благосклонностью ЕС где бы они ни появились - на вручении премии Карла Великого в немецком Ахене, в рамках торжеств, посвященных празднованию 70-летия высадки союзных войск в Нормандии, или на встрече глав МИД стран-членов ЕС в Люксембурге. Только что Совет Евросоюза пообещал Украине, активно продолжить переговоры о либерализации визового режима со странами ЕС.
В итоге в пятницу, 27 июня, должно состояться торжественное подписание экономической части соглашения об ассоциации между Брюсселем и Киевом. Сразу после этого, в начале июля, Брюссель станет местом проведения конференции стран-доноров для Украины. И это еще не все: уже несколько недель идет подготовка к организации специальной экспертной миссии ЕС на Украине. Полиция, судебная система, спецслужбы и весь сектор безопасности страны будут тщательно проверены специалистами из ЕС, а в дальнейшем - реформированы. С какой целью - это пока остается неясным. В то же время комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил прямым текстом: Украина должна в перспективе стать полноценным членом Европейского союза.
2014 - это не 1914
Создается впечатление, будто дипломаты ЕС и брюссельские функционеры порой сами страшатся собственной смелости. Все чаще звучат обеспокоенные мнения о расходах, о тех миллиардах, которые будет стоить Евросоюзу «удочерить» Украину. В Косово, которое, по сути, находится под покровительством ЕС, эта модель более или менее работает. Но не нужно забывать, что в Косово проживают 1,8 миллиона человек, а на Украине - 45 миллионов.
В своей политике на Украине Брюссель должен принимать во внимание и роль Москвы. Ведь в ходе всех переговоров с Украиной или об Украине всегда присутствует Россия, даже если официально не участвует ни один из ее представителей. Все знают об этом, но старательно пытаются не замечать. Одновременно с этим тяга России к аннексии территорий вынуждает ЕС к совершенно новым для него масштабным действиям.
Спустя ровно 100 лет после июльского кризиса 1914 года, который тогда привел к развязыванию Первой мировой войны, Европа переживает «июньский кризис». Игра ультиматумов, мышление в рамках «зон влияния», военное поигрывание мускулами - все это невольно вызывает чувство дежавю у политически активных европейцев. Нет, «большая война» на этот раз не грозит, скорее нам угрожает политический ледниковый период. Но даже он может стать «большим», точнее говоря - затяжным.