Изначально многие считали, что гонконгский «демократический лагерь» — это люди, стремящиеся к верховенству права и ценящие просвещение, что у них куда больше выдержки и воспитанности, чем у украинских бунтарей, устроивших в стране революцию. Однако речи радикальных активистов движения Occupy Central о всеобщем голосовании, их последние действия и заявляемые ими планы на будущее дают нам понять, что эта часть оппозиции отнюдь не проявляет качеств, способствующих процветанию города. Направление, в котором они ведут «демократическое движение» Сянгана, не может не вызывать тревогу.
Наиболее радикальные гонконгские оппозиционеры уже поставили себя в позицию, в которой они сами оказались противниками идеи о верховенстве права. Организованное ими так называемое «всеобщее голосование» не имеет правовой основы, однако они используют полученные цифры в политической борьбе, идя вразрез с «Основным законом» и всей системой действующего законодательства Гонконга. Более месяца назад на востоке Украины прошли референдумы, чья законность повсеместно подвергается сомнению. С чего все началось? С того, что деятели оппозиции захватили площади. Теперь события на востоке страны — одна из наиболее ярких составляющих украинского кризиса.
Радикальная оппозиция Гонконга непрестанно сеет разлад, проповедует ненависть, таким образом нанося сокрушительный удар по социальной основе развивающейся гонконгской демократии. Мы знаем, что в расколотом обществе, живущем по принципу «допустимо только полное уничтожение противника», невозможно построить настоящую демократию. Возможность добиваться согласия по важнейшим вопросам — вот краеугольный камень существования демократического общества. Однако оппозиционные радикалы давно уже вышли за пределы подачи официальных протестов. Теперь они слепо верят в то, что смогут развернуть незаконную борьбу в обществе, соблюдающем принцип верховенства права.
Читайте также: Гонконг обязан инвестировать в свои человеческие ресурсы или останется позади
Они не слушают голос закона и доводы разума, их цель — утянуть на свою войну против правительства автономного региона и центральных органов власти как можно больше жителей города. Ради этого они прибегают к самым разным способам, позволяющим им на пустом месте принимать грозный вид, в том числе к электронному голосованию. Вот уж действительно - инновационное мышление. Полученные в результате этого голосования данные — обширное поле для фальсификаций, однако оппозиционеры описывают их, как нечто священное. Им совершенно все равно, какими негативными последствиями для Гонконга могут обернуться их действия в долгосрочной перспективе, им нужен лишь сиюминутный политический эффект — получение возможности побороться с центральным правительством.
Так оппозиционеры разных цветов и даже оппозиция к оппозиции поступали в Киеве, на востоке Украины, а также в Бангкоке. Они выдвигали крайне, на первый взгляд, демократичные требования, затем варварскими, невозможными в демократическом обществе методами насильно добивались своего, в конечном итоге создавая в обществе острое противостояние между различными силами. Совсем недавно вооруженный конфликт и представить было нельзя, в таких же условиях он становится реальностью. И теперь эти гонконгские радикалы, сознательно ли или нет, но изо всех сил тащат город в пучину мрака.
Еще два года назад никто на Украине не поверил бы, что Майдан впоследствии превратится в поле боя. Несколько месяцев назад жители восточных областей страны не поверили бы в то, что очень скоро их регион поглотит военная смута. Гонконгскому обществу следует понимать, что стоит власти потерять контроль, как станут реальностью многие вещи, ранее казавшиеся невообразимыми.
Конечно, Китай — не Украина, и Гонконг, вероятно, не может в одночасье превратиться в Киев или Донецк. Однако гарантом процветания, стабильного политического развития города является сила центральных властей, поскольку пока в Пекине есть воля, отстаивающая авторитет гонконгского закона, эффект всех незаконных акций будет сводиться к нулю. В длинном романе происходящих событий может быть много перипетий и заблуждений, но финал книги давно написан, нужно лишь дождаться нужной страницы.
Гонконгская оппозиция должна твердо уяснить, что наличие некоторого числа сторонников не означает того, что у нее есть реальная возможность тягаться силами с центральными властями. Этим оппозиционерам требуется как можно быстрее набраться политической прозорливости, чтобы лучше понимать, на что у них есть силы, а на что — нет. Они ни в коем случае не должны допускать ошибку, полагая, что они и есть народ, истина или источник закона. Активистам стоит сохранять в сердцах уважение к власти, иначе они рано или поздно окончательно дискредитируют всю гонконгскую оппозицию.