Брюссель, последнее собрание министров иностранных дел стран-членов НАТО. Здесь же можно видеть и каменного гостя, чье присутствие давит на всех. Добрая часть всеобщего внимания направлена именно на него: это Ирак. В это самое время джихадисты Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) уже вплотную подошли к Багдаду, и кажется, что военного вмешательства Соединенных Штатов не избежать. 120 американских военных советников уже прибыли в зону боевых действий, они координируют деятельность плохо обученной национальной армии Ирака, которая уже продемонстрировала, что неспособна (несмотря на поставляемое США оружие и помощь в подготовке иракских новобранцев) выдержать первый же серьезный удар: в подразделениях отсутствует слаженность действий и процветает дезертирство.
Беспокойство ясно читается на лице Джона Керри, госсекретаря США, когда он появляется перед журналистами на пресс-конференции сразу после заседания. «Ирак вынужден сталкиваться с чрезвычайно сложной ситуацией, как с военной, так и с политической точек зрения, – объясняет он. – Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы помочь иракцам одержать верх над ИГИЛ. Мы не должны забывать, что ИГИЛ – это армия террористов, и поэтому представляет собой угрозу не только для Ирака, но и для всех стран региона, а также для Европы и Соединенных Штатов. Если граждане Ирака хотят преуспеть в этой борьбе, им придется найти мужество для того, чтобы объединиться и создать правительство, в которое войдут все народы страны». Однако сделать это будет непросто, учитывая, что вчера иракский премьер-министр аль-Малики отказался от формирования единого национального правительства, в которое вошли бы его противники сунниты, полагая, что предложенный Западом вариант был бы ничем иным, как «предательством ожиданий избирателей».
Соединенным Штатам нужно держать руку на пульсе еще и в отношении соседей Ирака, преследующих свои интересы в его кризисе и в то же время обеспокоенных им. «Президент Обама прибудет в эту пятницу в Саудовскую Аравию для того, чтобы обсудить все вопросы, связанные с безопасностью региона, в том числе иракский кризис и поддержку демократических структур сирийской оппозиции. Никто из нас не должен забывать о том, что угроза, которая сначала кажется нам далекой, может в конечном итоге коснуться нас самих, причем, достаточно сильно. Именно здесь, в Брюсселе, всего лишь месяц назад, француз, сражавшийся в Сирии в рядах группировки ИГИЛ, открыл стрельбу по посетителям Еврейского музея, убив трех человек на месте. Так как НАТО является гарантом всемирной безопасности, она должна непрерывно противостоять угрозе международного терроризма», - заявил Керри. Методы и формы антитеррористического сотрудничества обсудят на следующем собрании в сентябре этого года.
Если Ираку сейчас не до смеха, то Украина и вовсе плачет уже в течение нескольких месяцев. Несмотря на то, что проект Порошенко по урегулированию украинского конфликта дает свои первые результаты (Путин уже обратился к Думе с предложением об отмене разрешения на использование Вооруженных сил РФ на Украине, а пророссийские группировки в Донбассе, кажется, согласились на перемирие), сражения все равно не утихают. Порошенко обещает предоставить независимость русскоязычным областям на востоке страны при условии, что они прекратят военные действия и отзовут всех русских волонтеров, прибывших для того, чтобы сражаться против Киева. Однако пророссийские активисты самопровозглашенной республики не желают об этом слышать. 24 июня они сбили украинский военный самолет под Славянском. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) заявляет: «Мы решительно настроены на то, чтобы поддержать Украину. Мы одобрили целый ряд дополнительных мер для того, чтобы усилить ее оборонную способность. В их число входит создание нового фонда для финансирования слабых сторон национальной обороны, таких, как, например, логистика (в украинской армии не хватает буквально всего, нередко даже продовольствия) и защита от кибератак. У Украины имеются собственные идеи о том, как восстановить обороноспособность и безопасность страны, а также стратегия выхода из кризиса. План мирного урегулирования Порошенко – это огромный шаг вперед, поэтому мы все его поддерживаем и обращаемся к России с четырьмя требованиями. Первое: срочно предпринять необходимые меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию на Украине. Второе: создать все условия для того, чтобы мирный план выхода из кризиса можно было осуществить в полном масштабе. Третье: прекратить оказывать любую поддержку вооруженным сепаратистским группировкам. И, наконец, четвертое: остановить поток оружия и добровольцев, пересекающих украинско-российскую границу. У нас есть редкая возможность выйти из этого кризиса, вызванного российской агрессией, поэтому Россия должна отступить, как того требуют ее международные обязательства».
В условиях украинского кризиса Керри напоминает всем о том, как важно вкладывать больше ресурсов в оборону. Нельзя принимать безопасность как должное, свобода не может быть гарантирована, территориальные вторжения – это пережиток прошлых веков. «Действия России на Украине должны стать тревожным звоночком для всех. Как только экономика начнет расти, НАТО обратится ко всем своим членам с призывом вкладывать больше средств в оборону. Те страны, которые тратят на оборону менее 2% ВВП (к ним относится Италия), должны будут взять на себя обязательство выделять больше средств оборонную отрасль».
Помимо Ирака и Украины третьей важной проблемой, обсуждавшейся на встрече, стал Афганистан. Андерс Фог Рамуссен выглядит вполне оптимистичным, когда утверждает о том, что «афганский народ сделал свой выбор – выбор в пользу демократии. Завершение президентских выборов – это еще один поворотный пункт для Афганистана. Мы все видели, с каким необычайным энтузиазмом женщины и мужчины Афганистана направились к избирательным урнам. А еще мы видели афганские вооруженные силы, уверенные в себе и способные обеспечить безопасность всего государства». Также была упомянута одна из тем, отложенных на сентябрь: окончание миссии Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force) , коалиции, возглавляемой НАТО, которая до настоящего момента была единственным гарантом порядка на территории Афганистана в течение долгих 13 лет конфликта. Ей на смену придет новая учебно-тренировочная миссия Североатлантического альянса под названием «Решительная поддержка» (Resolute Support).
В ближайшие месяцы станет известно имя президента Афганистана, и, если все будет идти хорошо, новый глава государства вступит в должность уже в августе. Но сумеют ли афганские военные силы защититься самостоятельно в случае необходимости? Похоже, что в НАТО все уверены, что они уже в состоянии самостоятельно проводить сложные военные операции. Однако призрак Ирака с его национальной армией, перестроенной Западом, все еще витает там и внимательно наблюдает...