На территории Украины продолжается один из самых жестоких конфликтов со времен Второй мировой войны. С политической и военной точек зрения страна разделена на запад и восток. Западная Украина и большая часть общества видят в интеграции с ЕС единственную приемлемую для себя цель. Жители востока — в большинстве своем этнические русские — желают такого же полного, как и в советский период, единства с Россией.
С одной стороны, есть поддерживаемый США фронт ЕС во главе с Францией, Германией и Польшей. Он оказывает поддержку новоизбранному киевскому президенту Петру Порошенко. С другой стороны, есть Владимир Путин и его люди, прежде всего свергнутый президент Виктор Янукович. В Донецке и близлежащих населенных пунктах российские военные без опознавательных знаков и местные ополченцы продолжают бросать вызов центральному правительству.
Путин зажег зеленый свет проведению народного голосования в Крыму (результаты которого не были признаны на международном уровне ни одной страной) и согласился на отделение Крыма от Украины и его присоединение к Российской Федерации. Таким образом, к России перешла сохранившаяся со времен СССР крупная военно-морская база и морские порты. Кроме того, как и хотела Россия, начал так или иначе решаться постоянный для России и Украины вопрос о поставках природного газа и внешних долгах Киева. Принимая во внимание проект «Южный поток», который нацелен на поставку природного газа в Болгарию по дну Черного моря в обход Украины, можно утверждать, что, аннексировав Крым, Россия приобрела важное политическое преимущество в этом проекте.
ЕС, с самого начала кризиса предпринимал лишь очень осторожные шаги, не желая быть причиной или стороной внутреннего конфликта на Украине. Это прежде всего объяснялось тем, что такие члены ЕС, как Кипр или Болгария, находятся в близких отношениях с российским руководством. Политические опасения ЕС на Украине были связаны с тем, что создание единого антироссийского фронта будет невозможным.
Дальнейшие события, последовательное превращение столкновений на Украине в гражданскую войну, применение Владимиром Путиным политики в классическом советском стиле и отрицание соглашений, достигнутых ранее в дипломатической области, подтолкнули ЕС к более серьезным действиям. Благодаря посреднической роли Франции и Германии ополченцы-сепаратисты согласились на временное прекращение огня. Но основной вопрос заключается в том, как определит свое будущее Украина, которой предстоит сделать выбор между навязываемым Россией Таможенным союзом и предлагаемой ЕС «глубокой и всесторонней зоной свободной торговли».
В этих условиях ЕС предлагает Украине самую глубокую форму интеграции, которую только может предложить союз — кроме полного членства. Но Турции хорошо известно: пока вы не являетесь полноправным членом ЕС и не имеете права голоса в системе принятия решений, развивать такое партнерство крайне сложно. А судя по тому, что инфраструктура и законодательство Украины не подготовлены для ее адаптации к общему рынку, ЕС, по всей видимости, будет вынужден пересматривать свою политику расширения.
Сегодня все более отчетливо видно, что в наступающем или возвращающемся биполярном мире границы будут определяться не военной силой, а экономикой. Когда 29 июня 2014 года президент Украины Порошенко подпишет соглашение с ЕС, он не просто сделает шаг, важный для будущего своей страны, но и обеспечит возникновение нового подхода к политике расширения Союза. Наибольшее воздействие эти события окажут на Турцию. Вероятно, оно будет позитивным. Представить ситуацию, при которой Украина — внутри ЕС, а Турция — нет, будет сложно. Исходя из этого, полагаю, нам предстоят важные дискуссии о том, какой будет архитектура новой политики расширения.