В Сирии 186 курдских детей были похищены исламистскими ополченцами ИГИЛ с целью превратить их в смертников, которые помогут ускорить создание Халифата. Похищение произошло 30 мая, однако известно о нем стало только сейчас, благодаря рассказу Мустафы и Мухаммеда, которым удалось бежать вместе с двумя ровесниками, увильнув от надзиравших над ними «мужчин в черных масках».
Все началось, когда колонна из 10 минивэнов покинула курдский анклав в городе Айн-эль-Араб на границе с Турцией и направилась в сторону Халеба. В них находились 186 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, и везли их в крупнейший город Сирии для того, чтобы дети смогли сдать школьные экзамены, что в условиях гражданской войны стало практически невозможным в периферийных населенных пунктах. Микроавтобусы остановили на одном из блокпостов с черными флагами ИГИЛ — Исламского государства Ирака и Леванта — а после этого они изменили курс. Новым пунктом назначения стал город Манбидж, небольшой областной центр на востоке Сирии, находящийся под контролем джихадистов.
Как только детей привезли, их доверили некоторым кораническим школам, и, по словам Мустафы, «сразу же вкусно накормили». Например, утром на завтрак им давали овощи и сладости, то есть те продукты, которые по причине начавшейся в 2011 году гражданской войны стали большой редкостью. Школы находились под наблюдением вооруженных мужчин, «в основном иностранцев, — рассказывает подросток — там были русские, ливийцы, аравийцы». Между уроками Корана они заставляют курдских детей смотреть видеоматериалы, в которых воспеваются мученики Джихада, показываются техники ведения боя и особенно делается акцент на то, как исламские наставления «призывают к самопожертвованию ради борьбы с неверными».
После четырех дней пребывания там Мустафе удается бежать вместе с другими тремя ребятами, и он возвращается в Айн-эль-Араб, в котором с момента похищения детей возникают самые безнадежные догадки: от мыслей об обезглавливании подростков до версий о том, что многие из них сломались под психологическим давлением и приняли предложение примкнуть к рядам Джихада. 15-летний Мохаммед, также бывший среди сбежавших, рассказывает: «После того, как нас остановили, они отделили мальчиков от девочек и увезли только нас, затем показывали нам видео с кадрами обезглавливания, объясняя, что речь шла о вступлении в Джихад, а потом предупредили нас, что если мы попытаемся бежать, они отрубят нам голову». Каждому подростку ополченцы ИГИЛ дали по покрывалу и разместили их в комнатах по 17 человек, по утрам их будил имам для проведения намазов, после которых были уроки Шариата, исламского закона. «А когда наступает вечер, — добавляет Мохаммед — начинаются длящиеся в течение пяти часов уроки Джихада с объяснениями и видеоотрывками о казнях и самоубийствах».
Все эти события стали известны обществу благодаря свидетельствам, собранным газетой «Guardian» и CNN, что незамедлительно привело к ощутимым последствиям. Сотни учеников, от начальных до средних классов, родом из Айн-эль-Араба, находившиеся в Халебе, отказываются возвращаться домой, поскольку боятся, что их ждет такая же участь. В итоге они оказались в настоящей ловушке: совсем одни в осажденном городе, в котором на всех не хватает запасов.
В Айн-эль-Арабе, тем временем, родственники похищенных мальчиков решили объединиться в вооруженные группы для того, чтобы прибыть в Манбидж и вернуть себе детей. Из-за вышеупомянутых событий Сирия и Ирак, которых до настоящего момента успехи джихадистов особо не волновали, вполне могли бы изменить свое отношение к сложившейся ситуации и отправить отряды пешмерга, курдских военизированных формирований, защищать районы, подвергающиеся частым нападениям.