Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасная мечта о возрождении «Китайской империи»

© East News / AP Images/Color China Photo/Wang HanzongКитайский миноносец «Циндао» у островов Спратли
Китайский миноносец «Циндао» у островов Спратли
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В китайском учебнике истории приведена карта, на которой обозначены земли, отобранные империалистами. Здесь и часть Казахстана (стал российской территорией в 1864 году), и высокогорья Памира (разделены между Англией и Россией в 1896 году), и Сахалин (поделен между Россией и Японией в 1905 году). Провозглашая «великое возрождение китайского народа», Пекин стремится именно к возрождению старой империи.

Что происходит в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях? Что кроется за жесткими действиями Китая? Попробуем докопаться до причин, обусловивших проведение силовой политики со стороны Пекина.

Учебники пишут об «утерянных территориях»

Ключевым словом к пониманию политики Китая может стать слоган, который провозгласила Коммунистическая партия Китая: «Великое возрождение китайского народа». Китай пытается вернуть блеск своего великого прошлого. Под великим прошлым имеется в виду Китай до начала XIX века, когда он контролировал всю восточную Азию и являлся мировой супердержавой. По мнению КПК, начиная с XIX века империалисты стали вести захватнические войны против Китая и растерзали огромную территорию страны на куски. «Китайская мечта», о которой постоянно говорит лидер Китая Си Цзиньпин, подразумевает именно возвращение к великому Китаю.

В китайском учебнике истории для средних классов 1952 года выпуска приведена карта, на которой обозначены территории, отобранные империалистами. Часть Казахстана, Киргизии, Таджикистана (стали российскими территориями в 1864 году), высокогорья Памира (разделены между Англией и Россией в 1896 году), Непал (стал английской территорией в 1898 году), Сикким (стал английской территорией в 1889 году), Бутан (стал английской территорией в 1965 году), Ассам (стал английской территорией в 1826 году), Бирма (стала английской территорией в 1886 году), Таиланд (обрел независимость под совместным протекторатом Англии и Франции в 1904 году), Вьетнам, Лаос, Камбоджа (стали французской территорией в 1885 году), Малакка (стала английской территорией в 1875 году), Тайвань (стал японской территорией в 1895 году), острова Рюкю (стали японской территорией в 1879 году), Корея (стала японской территорией в 1910 году), Хабаровской край РФ (стал российской территорией в 1858 году), Приморский край (стал российской территорией в 1860 году), Сахалин (поделен между Россией и Японией в 1905 году), и так далее.

Но на карте времен династии Мин Япония, острова Рюкю (Окинава) обозначены как территории соседнего государства.

Острова Спратли не обозначены на картах династии Цинь и Мин. На картах времен республики (карта Китайской республики 1934 года) островов Спратли также нет. Акватории Южно-Китайского моря между Филиппинами и Малайзией со всеми островами были включены в китайские владения лишь после создания Китайской народной республики, как и обозначено в учебнике истории, упомянутом выше.

Первой страной, которая фактически управляла территорией островов Спратли, была Япония. Япония начала изучать острова в 1917 году, в марте 1939 года они были переданы во владение Тайваньского губернаторства, что закрепило их под управлением Токио. Когда же Япония, потерпевшая поражение в Тихоокеанской войне, покинула острова Спратли, все страны побережья Южно-Китайского моря заявили о своих претензиях на эти территории.

Без правового основания

Не существует никакого международного соглашения, согласно которому у Китая есть право на острова Спратли. Утверждение, основанное на древних рукописях двухтысячелетней давности, по которому Китай владел Южно-Китайским морем еще со времен династии Хань, не подтверждаются ни исследованиями, проводившимися США, Англией и Германией в XIX веке, ни международным положением права «occupatio» (право на ничейную территорию принадлежит той стране, которая первой ее захватила).

Для вступления «оccupatio» в силу необходимо, чтобы страна четко обозначила свое намерение и фактически владела территорией в течение продолжительного времени. Китайская Декларация о территориальных водах в 12 морских миль 1958 года и Закон о территориальных водах 1992 года являются не более чем односторонними провозглашениями.

В последние годы Китай приступил к осуществлению своей «китайской мечты», не имеющей правовой основы в международном законодательстве, опираясь на свою возросшую мощь. При этом он не пытается вернуть все «украденные территории». В военных действиях Китая есть свой принцип. Подсчитывая выгоды и затраты на военную операцию, Китай действует только в том случае, если доходы превышают расходы. Он полагает, что изменения морских границ в акваториях, не заселенных людьми, не так бросаются в глаза и менее затратны по сравнению с изменениями сухопутных границ.

14 марта 1988 года в споре за острова Спратли на море произошло военное столкновение между Китаем и Вьетнамом. В результате два транспортных судна вьетнамского флота были потоплены, один корабль был сильно поврежден. Количество жертв с обеих сторон оценивается в более чем сто человек. Китай посчитал, что в тот момент вероятность вмешательства американской армии, страдавшей от послевоенного синдрома войны во Вьетнаме, была низкой, вьетнамский флот существенно уступал китайскому, поэтому риск потерь, даже в случае применения вьетнамцами военной силы, был минимален.

Избегать столкновения с американской армией

С другой стороны, самым большим риском при занятии рифа Мисчиф было именно вмешательство со стороны США. Китай, опасавшийся перехода к этому сценарию, настоял на решении вопросов путем переговоров и откладывания проблемы в долгий ящик и, таким образом, избежал риска столкновения с США. Однако в сентябре 1991 года верхняя палата филиппинского парламента отказалась ратифицировать соглашение о американо-филиппинских военных базах, а в ноябре 1992 года американские войска были окончательно выведены с территории Филиппин. В этих условиях Китай оценил вероятность вмешательства США как низкую и в 1995 году атаковал, заняв Мисчиф с помощью военной силы.

Исходя из действий Китая в войне с Вьетнамом, можно сделать вывод, что Китай принял решение об атаке после того, как были созданы нужные условия: низкая вероятность вмешательства со стороны США и гарантия малых затрат даже в случае столкновения с вьетнамской армией. В истории с рифом Мисчиф условия были другими. Несмотря на слабость филиппинской армии, риск вмешательства США был высок. Поэтому Китай не стал применять вооруженную силу. Однако после ухода американских войск вероятность столкновения с США упала, поэтому Китай и выбрал силовой вариант.

Китай не идет на военные действия, если предполагается столкновение с США. Поэтому, пока Китай грезит «китайской мечтой», главной задачей для окружающих стран, которые владеют «украденными территориями», является поддержание отношений с США в вопросах безопасности.

Автор — профессор Национальной академии обороны Японии.