Как мы пишем в сегодняшнем выпуске Rzeczpospolita, российское руководство требует уже в 2030 году колонизировать Луну: мировые энергетические запасы подходят к концу, так что придется искать альтернативные источники энергии. На родине Гагарина и Терешковой такие идеи, пожалуй, никого не удивляют. Хуже то, что возможности российского государства не позволяют воплотить в жизнь амбициозные планы в этой сфере. Такое положение вещей сложилось из-за устаревшего оборудования, деморализации персонала, а до этого — неверного направления инвестиций.
Проблемы российской космической отрасли связаны также с международной политикой: они стали следствием изоляционизма, который во все большей степени характеризует путинскую Россию и осложняет ее сотрудничество с ведущими мировыми экономическими гигантами. Москва испытывает трудности, поскольку сфера ее влияния уже не включает в себя всех стран, которые подчинялись СССР в эпоху холодной войны, и которые можно было трактовать, как базу для собственной экономики. Между тем представители российского истеблишмента с ностальгией смотрят в прошлое, жалея о распаде советской империи. Они, разумеется, не питают никаких иллюзий по поводу коммунизма, однако не могут избавиться от чувства имперского величия, которое сопровождало их вплоть до 80-х годов.
Между тем изоляционизм увеличивает дистанцию, которая отделяет Россию от других стран. Даже лидеры тех постсоветских государств, которые считаются союзниками Москвы, как Белоруссия и Казахстан, не позволяют ее сановникам собой командовать. Они понимают, что прежние времена закончились, и в своих странах они стали хозяевами.
Убежденность в том, что вокруг не дремлют враги, которые хотят унизить Кремль, склоняют к тому, чтобы полагаться лишь на собственные силы. Их хватило, чтобы использовать политическую слабость Запада и отправить «зеленых человечков» в Крым и в Донецкую и Луганскую область, устроив там беспорядки. Но для завоевания космоса этого недостаточно..