Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ирак станет искуплением для Башара Асада?

По словам иракского премьер-министра Нури аль-Малики, Сирия нанесла авиаудары, чтобы остановить суннитских боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта». Хотя такие удары и могли оказаться случайными, они в любом случае говорят о неизбежном переустройстве дипломатических отношений на Ближнем Востоке.

© East News / Polaris/Alalam.irИракские солдаты, убитые организацией «Исламское государство Ирака и Шама»
Иракские солдаты, убитые организацией «Исламское государство Ирака и Шама»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американская дипломатия явно столкнулась с непростым испытанием. Из США мало что слышно, когда Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и Турция открыто вмешиваются в события в Сирии и Ираке. Или когда маршал ас-Сиси восстанавливает в Египте диктатуру, которая даст фору режиму Башара Асада. Или когда Ливия погружается в кровавую анархию.

Atlantico: Говорят ли удары сирийской авиации по иракской границе, что вмешательство сил Башара Асада может оказать реальное воздействие на развитие конфликта в Ираке?

Ален Шуэ:
Во-первых, нужно отметить, что в указанной зоне установить точную линию границы с самолета довольно непросто, и что сирийские летчики (далеко не все из них отличаются прекрасной подготовкой), таким образом, могли по ошибке нанести удар по иракской территории.

Кроме того, на фоне беспорядочного бегства правительственных войск в регионе решение об этих ударах могло быть принято как ответ на существующую прямую угрозу Сирии. Как бы то ни было, маловероятно, что удары подобного рода окажут серьезное воздействие на развитие событий в Ираке. Если бы сирийская армия могла изменить расклад в Ираке, ей было бы по силам сделать это и в собственной стране, чего, как все мы видим, отнюдь не происходит.

— По всей видимости, удары, пусть и незначительно, играют на руку интересам США, которые испытывают нешуточное беспокойство при виде успехов суннитских исламистов. Можно ли рассматривать ситуацию в Ираке как шанс для Дамаска, который позволит ему восстановить пошатнувшийся имидж на международной арене?

— В противодействии продвижению исламистов действительно заинтересованы как сирийские власти, так и международное сообщество и в первую очередь американцы, которым, тем не менее, до сих пор свойственны повсеместная нерешительность и выжидательная позиция по отношению к военным успехам салафитов. Башар Асад, безусловно, заинтересован в том, чтобы встать в первых рядах этой борьбы. Кроме того, он преследует и собственную стратегию, цель которой в том, чтобы заставить международное сообщество воспринимать его тем, кто он есть на самом деле: диктатором, но таким диктатором, который (в отличие от иракского правительства) на самом деле пользуется поддержкой значительной части населения, является гарантом существования меньшинств, держит под контролем армию. Таким образом, он стремится представить себя последним арабским оплотом на пути исламизма в регионе: Запад должен быть признательным ему, а не подвергать анафеме.

— Аль-Малики приветствовал эти удары, хотя они и представляют собой явное нарушение суверенитета Ирака. Быть может, Дамаск и Багдад договорились?


Читайте также: Обама, Иран, Ирак и левые

— Говорить о существовании какой бы то ни было договоренности довольно сложно с учетом нынешнего беспорядка в иракском государственном аппарате и командовании вооруженными силами. Нури аль-Малики оказался в тяжелейшем положении, и поэтому готов принять любое проявление помощи или поддержки. Его армия обратилась в бегство, американцы не решаются вмешиваться, курды пользуются ситуацией, чтобы добиться независимости, Шиитские вооруженные отряды пытаются подороже продать ему свою поддержку, и все сейчас, как кажется, готовятся к его неизбежному краху. Поэтому он точно не будет возмущаться по поводу «нарушения национального суверенитета», когда сосед приходит ему на помощь.

— Вашингтон незамедлительно отреагировал на авиаудары и осудил «сирийское вмешательство в Ираке». Не говорит ли это заявление о том, что американская дипломатия все больше теряет контроль над развитием событий в регионе?

— Американская дипломатия явно столкнулась с непростым испытанием. Из США мало что слышно, когда Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и Турция открыто вмешиваются в события в Сирии и Ираке. Или когда маршал ас-Сиси восстанавливает в Египте диктатуру, которая даст фору режиму Башара Асада. Или когда Ливия погружается в кровавую анархию. И когда президент Обама выделяет 600 миллионов долларов сирийской оппозиции (кстати говоря, а какой именно?), как он недавно поступил. Придерживаться такой позиции будет все сложнее по мере того, как ситуация мало по малу выливается в региональный хаос и победный марш радикальных исламистов, которые всегда были заклятыми врагами запада и Америки.

— В свете этих событий как нужно понимать развитие отношений между различными странами так называемой «шиитской оси» при том, что Тегеран недавно направил беспилотники для наблюдения за иракской территорией?


— Ошибки Нури аль-Малики сделали Ирак слабым звеном «шиитской оси», которая идет от Тегерана до южного Ливана через Багдад и Дамаск. Иран не может бросить Ирак на растерзание суннитским экстремистам, но и не может слишком активно вмешиваться без минимального консенсуса на международной арене и хотя бы молчаливого согласия Вашингтона. Таким образом, ему нужно подготовить почву, позволив ситуации обостриться (он делает ставку на свержение аль-Малики и приход к власти более популярного шиитского лидера), демонстрируя солидарность со всеми шиитскими силами региона и подчеркивая бессилие и противоречивую позицию Запада в конфликте.

Иначе говоря, у нас есть все компоненты длительной трагедии, которая, безусловно, заставит американцев и европейцев пойти на болезненный пересмотр своих позиций и альянсов.

Ален Шуэ, отставной офицер французской разведки