Северокорейская граница никогда не была гостеприимным местом. Она изобилует минами, сторожевыми вышками, пушками и прочими неизменными символами вражды Севера и Юга. Однако за шесть миль от нее на территории КНДР лежит обширный фабричный комплекс, на котором сейчас разворачивается совсем другая борьба между двумя странами — битва за Choco Pie.
В нормальных условиях южнокорейское печенье Choco Pie относительно доступно для жителей Северной Кореи благодаря Промышленному комплексу Кэсон, в котором предприниматели из Южной Кореи используют дешевый труд северокорейских рабочих. С тех пор как в 2004 году был открыт этот комплекс, южнокорейские предприниматели выдали своим подчиненным тысячи Choco Pie в виде премий. В свою очередь рабочие создали процветающий черный рынок печенья.
По словам аналитиков, культурное значение Choco Pie для Северной Кореи трудно переоценить. Это не просто два кусочка выпечки в шоколаде и прослойка из маршмэллоу — это восхитительный вкус капитализма.
По некоторым оценкам, каждый месяц в стране продавались по 2,5 миллиона Choco Pie — впрочем, кто мог так внимательно отслеживать этот рынок, непонятно.
Однако теперь оборот южнокорейских сладостей — как бы велик он ни был в действительности, — бесспорно, сократится.
Как сообщает пресса Южной Кореи, власти КНДР запретили печенье и в Кэсоне. Этому предшествовала длительная борьба с Choco Pie, в результате которой это кондитерское изделие стало в Пхеньяне редкостью.
Ранее рабочие получали до 20 печений за каждую ночную смену. Однако теперь, по словам южнокорейского персонала, им вместо этого выдают в виде премии колбасу, лапшу быстрого приготовления, молотый кофе и шоколадные батончики.
Безусловно, новостям о Северной Корее нельзя безоговорочно верить, независимо от того, исходят они из Пхеньяна или из Сеула. То, что южнокорейские журналисты пишут о северном соседе, не всегда бывает достоверным. Особенно это относится к газете Chosun Ilbo запустившей несколько известных «уток» о КНДР — в частности историю об убитой любовнице-порнозвезде Ким Чен Ына, которая позднее оказалась вполне живой.
Тем не менее, сюжет о Choco Pie сравнительно хорошо документирован, неплохо изучен и, судя по всему, заслуживает доверия. По словам экспертов, северокорейский режим давно считает Choco Pie идеологической угрозой. «Северокорейцы любят Choco Pie, — сообщил в 2009 году Asia Times Ха Тэ Кхын (Ha Tae-keung), президент NK Open Radio, вещающего на Северную Корею. — Это своего рода атака на желудки».
Мог ли хоть кто-то подумать, когда заводы в Кэсонской зоне только открывались, что печенье будет пользоваться таким успехом? По мнению Ричарда Ллойда Пэрри (Richard Lloyd Parry), написавшего самый полный на настоящий момент материал об истории с Choco Pie, в этом нет ничего удивительного. Как он пишет, это, в сущности, сюжет об общности, наглядно демонстрирующий, что даже жители самой обособленной страны в мире разделяют с остальным человечеством пристрастие к приторным сладостям в пластиковой обертке.
«Отсутствие в мусорных урнах Кэсона оберток от Choco Pie могло бы навести на мысль о равнодушии рабочих к лакомству, — отмечает Пэрри. — Однако на деле все наоборот: рабочие — а работают в зоне, в основном, женщины, — быстро решили, что Choco Pie слишком вкусны и ценны, чтобы их есть».
Продавая печенье, низкооплачиваемые работницы могли сильно увеличивать свои скромные доходы. «Choco Pie быстро просочились на пхеньянский черный рынок, — утверждает Пэрри. — коррумпированные кэсонские военные, регулярно вымогавшие „штрафы“ у южнокорейских менеджеров начали принимать — а иной раз и требовать — оплату в форме шоколада и маршмэллоу». По словам Пэрри, оборот печенья настолько возрос, что каждый день в Северную Корею начали уходить из Кэсона до 150 000 Choco Pie.
Продавались они по цене от 10 долларов (впрочем, эта оценка кажется явно завышенной) до 50 центов.
Однако вскоре стало известно, что северокорейские власти распространяют пропаганду против Choco Pie. Как сообщает сайт Daily NK, согласно одному из слухов, «Южная Корея добавляет в печенье вредные вещества». Согласно другому, с помощью Choco Pie Юг пытается «подорвать национальную оборону». «Они шпионят и строят козни. Если люди готовы безоговорочно принимать продукцию „соседей снизу“, значит, идеология в народе может в любой момент угаснуть».
Как пишет сайт NK News, примерно в это же время Пхеньян начал борьбу с Choco Pie, ограничив их приток через Кэсон. Однако это только прибавило печенью притягательности. В этом году в Нью-Йорке даже прошла выставка под названием «Чокопаизация Северной Кореи».
Что будет с Choco Pie дальше, пока непонятно. Однако даже если северокорейцы их больше не увидят, они придумают, как получить свою дозу сахара. Как сообщил Daily NK источник из провинции Пхёнан-Намдо, «когда власти пытаются пресечь продажу Choco Pies из Кэсона, люди просто начинают торговать местными или китайскими эквивалентами».