Берлин – Вечером в среду, 2 июля, Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) собирался в берлинский Дом культуры народов мира на корпоратив своей социал-демократической фракции бундестага. На такую вечеринку депутаты СДПГ регулярно собираются, прежде чем разойтись на парламентские каникулы.
В этот раз, однако, министра иностранных дел ФРГ от приятного времяпрепровождения с коллегами по фракции отвлекли дела поважнее. Главы внешнеполитических ведомств России, Украины и Франции последовали приглашению Штайнмайера собраться на кризисную встречу в Берлин.
Шанс Штайнмайера
Главный немецкий дипломат оценивает ситуацию на востоке Украины как чрезвычайно взрывоопасную. По его мнению, там «в любой момент может произойти такая вспышка насилия, которую не удастся погасить ни политическими, ни военными средствами».
Учитывая это обстоятельство, Штайнмайер считает необходимым «использовать любую возможность, чтобы предотвратить такое развитие событий». Для этого он и пригласил срочно в Берлин Сергея Лаврова, Павла Климкина и Лорана Фабиуса.
При этом цель, которую ставит перед собой официальный Берлин куда скромнее, чем еще пару недель назад. Речь идет не о поиске урегулирования российско-украинского конфликта, а всего лишь о мерах, способных привести к прекращению огня и более или менее устойчивому перемирию на востоке Украины.
Переговоры висели на волоске
Переговоры четырех министров длились дольше расчетного времени, а журналисты в ожидании начала итоговой пресс-конференции гадали, для кого установлены в министерском «зале мира» только две трибуны. Для немца и француза? Немца и украинца? Штайнмайера и Лаврова?
Ответа мы не получили. Но переговоры, судя по начальной меблировке, висели на волоске. В последний момент, однако, подсобные рабочие вынесли на сцену еще две трибуны и привинтили к ним микрофоны.
Штайнмайер назвал прошедшие по его инициативе четырехсторонние переговоры «трудными, интенсивными, серьезными, но - в конечном итоге - и конструктивными». Результатом стала подписанная в Берлине совместная декларация, предусматривающая комплекс мер, направленных на достижение устойчивого перемирия. О таких мерах еще в понедельник поздно вечером в телефонной конференции в принципе договорились лидеры Германии, Франции, России и Украины. Но вместо мира в ночь на вторник на востоке Украины снова разразились боевые действия.
Не волшебная формула
Теперь четыре министра договорились о том, что в самое ближайшее время, еще до 5 июля возобновит свою работу так называемая контактная группа с участием представителей самопровозглашенных республик, России, Украины и ОБСЕ, которой поручено выработать приемлемые для всех сторон условия перемирия. Наблюдать же за его соблюдением предстоит также специалистам из ОБСЕ.
Россия в свою очередь изъявила готовность допустить на свою территорию украинских пограничников для совместного контроля на тех КПП, которые с украинской стороны захвачены сепаратистами. Там же должно быть позволено присутствовать и наблюдателям от ОБСЕ.
Декларация, кроме того, требует от сепаратистов освободить всех заложников и обеспечить безопасность для журналистов , работающих в зоне конфликта.
Штайнмайер понимает, что достигнутые договоренности - «это не решение всех проблем, не волшебная формула, способная в одночасье все изменить к лучшему, но первый и важный шаг в направлении обоюдостороннего перемирия, шанс, которым следует воспользоваться».
Есть ли у Москвы рычаги влияния на сепаратистов?
Но есть ли у России реальные рычаги воздействия на тех, кого Москва называет «ополченцами»? Готов ли Кремль публично призвать их соблюдать условия перемирия? Где гарантия, что они вообще последуют такому призыву?
Отвечая на вопрос корреспондента DW, Сергей Лавров заявил, что у России «есть определенные возможности влияния» и что «мы неоднократно призывали и продолжаем призывать к тому, чтобы все участники противостояния садились за стол переговоров».
В качестве такого публичного призыва Лавров рассматривает и согласованную четырьмя министрами в среду совместную декларацию. По его словам и «представители ополченцев, в частности, господин Бородай уже публично заявили сегодня, что в ответ на призывы со стороны России, ОБСЕ они готовы к консультациям о том, как согласовать условия перемирия».
О том, насколько на самом деле велико влияние Москвы на восточноукраинских сепаратистов, и все ли они готовы подчиниться указаниям Кремля, можно будет судить по развитию событий в регионе в ближайшие дни и часы.