Прага — Три бывшие советские республики, Грузия, Молдова и Украина, уже подписали соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, несмотря на порой жестокие попытки России препятствовать подобному процессу. Для этих стран, каждая из которых боролась за стабильность со времен распада Советского Союза, это, конечно, определенный шаг вперед. Но было бы наивно полагать, что Россия сдастся без боя.
Нынешний кризис на Украине в очередной раз продемонстрировал, что бывшие советские республики, которые пытаются принимать геополитические решения, не согласуя свои действия с Кремлем, долго целыми не остаются. Возьмем Грузию: отделившиеся регионы Абхазии и Южной Осетии имеют фактическую независимость с момента их признания Россией в 2008 году. Сегодня перспектива их возвращения кажется более отдаленной, чем когда-либо.
Молдова также уже два десятилетия борется за установление контроля над мятежным регионом Приднестровья. Более того, в феврале с помощью референдума, который поддержала Россия, крошечный автономный округ Гагаузия с его коренным тюркским населением объявил, что имеет право на отделение, если Молдова «лишится своей государственности». Опасность сейчас в том, что лидеры сторонников сецессии могут проинтерпретировать потерю суверенитета, якобы следующую из ассоциации с ЕС, именно таким образом.
Москва не только отбивает у бывших советских республик охоту к созданию более крепких связей с ЕС, она также создала своего рода собственный «Европейский союз»: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В мае лидеры России, Белоруссии и Казахстана основали ЕврАзЭС, подписав договор, который вступит в силу в следующем году при условии, что парламенты всех трех стран ратифицируют его.
Президент России Владимир Путин настаивает на том, что ЕврАзЭС не будет новым Советским Союзом, но при этом приглашает туда все бывшие советские республики. И некоторые из них рады принять это предложение. Согласно недавнему опросу, около 80% казахов поддерживают Путина и около 70% поддерживают идею о вхождении в ЕврАзЭС.
Хотя некоторые страны, желающие интеграции с ЕС, не дрогнули перед лицом российских угроз о том, что Москва доведет сепаратистские, этнические и другие проблемы до их границ, другие государства поддались этому давлению. В сентябре Армения, которая в течение более чем двух десятилетий находилась в конфликте с соседним Азербайджаном насчет сепаратистского региона Нагорного Карабаха, вдруг остановила свои переговоры по интеграции с ЕС и заявила о своем намерении присоединиться к структурам, находящимся под управлением России.
В Кыргызстане, одной из беднейших постсоветских стран Центральной Азии, нет явных проблем, связанных с сепаратизмом, однако эта страна продолжает сталкиваться с этническими конфликтами в южных районах, где в 2010 году в ходе столкновений между узбеками и киргизами погибло более 400 человек. В этом месяце страна закрыла военный транзитный центр Соединенных Штатов около Бишкека и заявила о своем намерении к концу этого года присоединиться к предшественнику ЕврАзЭС, Таможенному союзу.
Для оказания дополнительного давления на бывшие советские республики Кремль использует и другие подходы. МИД России только что объявил, что с 1 января граждане постсоветских стран, не являющихся членами таможенного союза и ЕврАзЭС, уже не смогут въехать в Россию без паспортов. Вслед за этим, скорее всего, в ближайшее время последует и введение визового режима для граждан этих стран, который станет для некоторых из них серьезной проблемой. К примеру, денежные переводы, которые посылают домой 1,5 миллиона таджиков, живущих и работающих в России, имеют решающее значение для экономики Таджикистана.
Кроме того, в апреле Путин подписал закон, упрощающий процедуру получения русского гражданства для русскоговорящих жителей бывших советских республик. Закон, принятый всего через месяц после присоединения Крыма к России, был несомненно предназначен для создания правовой основы для ускорения процесса приобретения гражданства для жителей Крыма и восточной Украины. Но этот закон дает шанс стать российскими гражданами миллионам других русскоязычных граждан в странах-членах ЕврАзЭС и может быть использован для оказания давления на такие страны, как Эстония и Латвия, которые имеют значительную долю русскоязычного населения.
Но развитие ЕврАзЭС не идет в соответствии с планом Путина. На недавнем заседании Совета Евразийской экономической комиссии в Сочи, Белоруссия и Казахстан отвергли предложение Кремля ввести таможенные пошлины на товары, импортируемые из Украины, в ответ на подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Белорусское правительство считает, что у Украины есть суверенное право подписать соглашение с ЕС (что резко противоречит позиции России), и, скорее всего, введет свои собственные таможенные пошлины на электронные товары из России.
На данный момент складывается впечатление, что у ЕврАзЭС есть две главные цели: создание препятствий на пути бывших советских республик к интеграции с Западом и укрепление власти Путина. Улучшение экономического положения стран-членов в повестку дня, судя по всему, не входит.
Если ЕврАзЭС не удастся все же каким-то образом предоставить членам союза ощутимые экономические выгоды, то ему, вероятно, суждено стать еще одной неудачной российской инициативой, такой как Содружество независимых государств, Союзное государство России и Белоруссии или Центрально-Азиатское сотрудничество. Оно может даже ускорить внутренний распад России.