Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Посол Белоруссии: Нам устраивали блокады и ЕС, и Госдеп, но страна выстояла

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разговор с послом Белоруссии на Украине Валентином Величко грех было бы не начать с президентских тем. Во-первых, хотелось выяснить — как отнеслась Белоруссия к новой власти на Украине вообще и к Петру Порошенко в частности. Во-вторых, как восприняла историю с бегством Виктора Януковича. В-третьих, в эти дни исполняется ровно 20 лет с момента, когда Александр Лукашенко стал президентом Белоруссии.

Разговор с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь на Украине Валентином Величко грех было бы не начать с президентских тем.

Во-первых, хотелось выяснить — как отнеслась Белоруссия к новой власти на Украине вообще и к Петру Порошенко в частности.

Во-вторых, как восприняла историю с бегством Виктора Януковича, которого и по сей день кто-то считает легитимным, а кто-то — категорически нет.

В-третьих, в эти дни исполняется ровно 20 лет с момента, когда Александр Лукашенко стал первым — и пока бессменным — президентом Республики Беларусь. Согласитесь, есть повод поговорить с послом о том, с чего начиналось правление Александра Григорьевича.

Без разборок

— Александр Григорьевич Лукашенко был избран в то время от оппозиции, — сказал собеседник. — Вспомните 94-й год: бюджета нет, финансирования нет. Зато около 70% населения нашей страны имели льготы! Вот такое наследство получил тогда наш президент.

Но, на мой взгляд, мудрость политики заключалась в том, что президент не стал сложности становления страны на кого-либо перекладывать, устраивать политические разборки, а занял такую позицию: вот вам работа, вот вам должности — трудитесь во благо государства.

— Ваш президент заявил о поддержке новой украинской власти в марте, хотя в тот момент мир еще побаивался нас — не отошел от шока. А Лукашенко спокойно принимал делегацию во главе с Турчиновым, спикером Верховной рады, исполнявшим еще и обязанности президента.
— Была обоюдная потребность встретиться. И это нормально. Наше посольство выступало организующим звеном. Накануне визита было несколько существенных моментов, которые следовало прояснить. В частности, то, что касалось пограничников.

К примеру, появились опасения, дескать, «третьи страны» имеют намерение двигать какие-то силы с территории Белоруссии в сторону Украины. Но эти предположения были абсолютно беспочвенны. И руководство нашей страны должно было заверить новую украинскую власть, что подобного не будет никогда. Мы были и остаемся гарантами безопасности.

— Александр Лукашенко чуть ли не первым поздравил Петра Порошенко с избранием. И поехал в Киев на инаугурацию.
— Когда представляли гостей и назвали Александра Григорьевича, зал буквально взорвался овациями! Нельзя ж сказать, что это было случайно? Или что именно так граждане Украины приветствовали всех гостей? Да, нам было очень приятно, что произошла переоценка ценностей, что ваша страна воспринимает Республику Беларусь и ее главу с высоким уважением.

— После того, как в 2012-м Янукович демонстративно не пригласил Лукашенко в Ялту на саммит, можно было предположить, что обида у белорусов останется надолго.
— Надо жить дальше. И прощать слабости, присущие человеческому фактору. Просто научиться разделять личное и государственное. Не зря же, исходя именно из интересов государства, президент Лукашенко сказал, что Украина для нас не только добрые и надежные соседи, но это — братская страна.

Поэтому всем органам государственного управления Республики Беларусь надлежит строить отношения исходя из этого. Мы объединены одной историей, воспитаны на славянской духовности, нам все близко и понятно. К тому же у нас общие 1080 км границы.

— «Упиваться своей властью, а когда трудно, тогда сбежать? Нет, я этого не признаю», — такими словами выразил Лукашенко свое мнение о Януковиче.
— .и что «если не с кем воевать, бери ружье, иди один. Убьют. Мы все будем там рано или поздно. Но ни твоим друзьям, ни твоим сыновьям за тебя стыдно не будет», — это тоже сказал Александр Григорьевич.

— Ну а вы-то сами как восприняли исчезновение на Украине бывшего главы державы, который спустя лишь месяц вышел на публику в Ростове?
— Если б кто-то осенью сказал, что подобное возможно, не поверил бы.

— В ежегодном послании к народу и парламенту Белоруссии Лукашенко сказал, что ваша страна поддерживает единое украинское государство и против федерализации. Почему против? Мы-то сами еще не решили, какая конфигурация в итоге появится.
— Унитарное целостное государство управляемо. И вертикаль власти должна быть. Мы абсолютно уверены, что Украина сама может разобраться с так называемыми «ДНР» и «ЛНР». Тут вам советчики не нужны.

Белоруссия — суверенная держава. И нам удалось сохранить суверенитет именно потому, что нам никто не указывает — как жить, никто не пишет письма, никто не говорит, что нужно танцевать под эту музыку и т.д. Хотя было время — нам устраивали блокады и Европа, и госдеп. Но страна выстояла.

Конечно, у нас бед и проблем тоже много. Но главное — есть настроение, непоколебимая вера в то, что завтра будет лучше. И это вдохновляет на единство действий. Наверное, это и есть самое большое богатство для страны.

Всего на четыре

— Не так давно на заседании совета Евразийской экономической комиссии Россия предложила Белоруссии и Казахстану принять совместную резолюцию по ограничению импорта украинских товаров. Не только казахи, но и белорусы такое предложение отклонили.
— Нет необходимости срочно вводить какие-либо ограничения для украинских товаров, потому что подписание Украиной экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС на экономике Таможенного союза, членом которого мы являемся, никак не сказывается. И практически невозможно пока оценить, скажется в ближайшем будущем или нет.

Что касается подписания Украиной соглашения, то в конце концов каждая страна сама определяет, как ей выгоднее. Поэтому советы «третьих стран» — как вести себя, с кем дружить, с кем нет — я это не воспринимаю.

— На украино-белорусской границе сейчас столпотворение. Чем это можно объяснить?
— Действительно, на погранпереходах — огромнейшие очереди: пошел товар через Белоруссию. Но пока это зона свободной торговли, не проводится никаких изъятий. А как дальше будет? Наверное, могут появиться вопросы. Потому что если товар въехал в Белоруссию, то он может двигаться куда угодно беспрепятственно. Но, думаю, эти вопросы мы будем как-то решать.

— К сожалению, за полгода у нас существенно снизился товарооборот с РФ — почти на 20%. С Белоруссией не так резко, но тоже упал.
— .всего лишь на 4%, — заметил Валентин Владимирович.

И произнес такой монолог:

«По-прежнему по объему Украина занимает второе место после РФ в общем внешнем товарообороте Белоруссии. А мы входим в свою очередь в пятерку основных партнеров Украины: перед нами Россия, Китай, Германия и Польша, которая в последнее время стала опережать Белоруссию.

В январе—мае 2014-го наш товарооборот составил 2,3 млрд. долл. В основном белорусский экспорт — это нефтепродукты, сжиженный газ, трактора, тягачи, холодильники, морозильники, стиральные машины, газовые плиты. И, конечно, молочная продукция.

А импортируются изделия черных металлов, электроэнергия, шоколад, лекарственные препараты, масло подсолнечное. Вообще-то украинский импорт на треть состоит из сельхозпродукции.

Несмотря на то, что в торгово-экономическом балансе Белоруссии в какой-то степени экспорт преобладает над импортом, это лишь потому, что несколько снизился платежный баланс, появилась дебиторская задолженность.

Оказавшись в такой тяжелой ситуации, мы пошли навстречу Украине по продаже нашей техники, заключили с «Укргазбанком», «Укрэксимбанком» договора, а ставку рефинансирования будет оплачивать наша страна.

То есть, допустим, берем в «Укргазбанке» кредит на покупку белорусской техники. Купили, а ставку рефинансирования — 9,5% — сразу оплачивает Белоруссия.

Сегодня мы понимаем, что наиболее эффективная форма двустороннего сотрудничества — идти навстречу друг другу. У нас действуют соглашения о кооперации. 140 предприятий белорусско-украинских и украинско-белорусских беспошлинно поставляют комплектующие. Уже создано 9 совместных предприятий, которые наилучшим образом показывают эффективность нашей совместной работы.

В Белоруссии действуют большие преференции по части того, что когда создано предприятие с иностранным капиталом, то 5 лет оно, получая прибыль, не платит налог на прибыль. А если 50% продукции реализует, тогда льгота еще на два года продлевается.

Таким образом, работая на такой основе, мы одновременно укрепляем экономическую мощь двух стран. А это не что иное, как повышение благосостояния каждого человека, будь-то украинец или белорус».

«Гимн, флаг и герб»

«Должен сказать, — продолжал Валентин Владимирович, — наша страна уже спокойно относится к тому, что Украина интегрируется в Европейский Союз. Скорее всего, через месяц будет ратификация подписанных соглашений. Начнут действовать нулевые ставки. Понятно, не так просто получить европейские сертификаты.

Украина должна наращивать свою мощь без оглядки на других. Говорят, госдеп в отношении тех-то и тех-то вводит санкции. Ну и что? Если товар сегодня конкурентоспособен по качеству и цене, то никакой госдеп не удержит! Так вот, замечу, никого не критикуя, что сегодня так просто никто ничего не даст. Может, не совсем дипломатичное выражение, но в основе взаимоотношений все-таки должна быть экономика.

Сколько бы ни говорили о суверенитете, но если не будет экономики, то от суверенитета может остаться только гимн, флаг и герб. И каково будет людям, на которых набросили долговую удавку и по-тихому затягивают?

Наша страна социально ориентирована на человека. У нас забыли, что такое пенсии не вовремя, возрастной ценз никто не увеличивает. Наверное, придет время, судьба заставит, никуда не денешься. И президент уже об этом говорил, ведь в Белоруссии сегодня на одного работающего уже два пенсионера.

С другой стороны, МВФ хотел нас «пристегнуть», дескать, мы вам дадим кредит, но у вас медицина должна быть не государственная, плановая, а страховая. Извините, человек прожил всю жизнь, платил страховые сборы, а ему теперь говорят: пусть будет у тебя «семейный врач».

Нам говорили: вы не должны дотировать сельскохозяйственное производство. Почему наша молочная продукция конкурентоспособна? Да потому, что она гостовская, мы вкладываем в нее более 100 млн. долл. Посмотрите ассортимент — он такой, потому что налаженное производство, хорошая техника, лаборатории и т.д. А как можно в частном хозяйстве это сделать? При полном уважении, пусть это будет даже самый рачительный хозяин, ему такое не под силу.

Еще нас уверяли, что «вы не должны коммунальные услуги компенсировать». А у нас же люди платят где-то 40—42% реальной стоимости, а 58% компенсирует страна. Или: «Вы должны отдать все объекты соцкультбыта». Кому? «Хозрасчетным советам»! И что это будет?»

Дорога дальняя

— «Белоруссия готова принять беженцев из Украины, предоставить им жилье и обеспечить работой», — именно так на днях заявил Александр Лукашенко. То есть речь идет о тех, кто готов отправляться в Белоруссию на ПМЖ или всего лишь пересидеть смутные времена? С какой мотивацией о переезде обращаются в посольство? И можете ли вы, образно говоря, агитировать, чтоб ехали в Белоруссию, особенно если это молодые семьи?
— Мы никого не агитируем, не говорим: бросайте все здесь, езжайте туда. Но те, кто хочет переселиться, приезжают в посольство, объясняют причины. Здесь их консультируем, даем адреса: езжайте, посмотрите — это же не на один раз «приехал, погулял, понравилось — остался».

«Что касается самого термина «беженцы», — рассуждал г-н посол, — то согласно закону Республики Беларусь статус беженца предоставляется лишь после прибытия иностранного гражданина в нашу страну.

Здесь составляются списки желающих уехать, данные направляем в Минск, чтоб ускорить процедуру: органы внутренних дел должны изучить материалы и принять решение о предоставлении статуса беженца.

Затем нужно адресно подобрать место для будущего жительства, посмотреть вакансии, где человек смог бы трудиться. Это все электронной почтой отправляем гражданам, чтобы они не на пустое место приезжали.

Глава государства сказал, что «мы примем людей, поможем, это же не чужие. Но все-таки надо, чтобы тот, кто приехал, не жил в палатке».

Ежедневно к нам поступает порядка 50—60 электронных писем от граждан Украины, 3/4 этих обращений — вопросы переселения. Но отнюдь не все хотят иметь статус беженца. Некоторые желают уехать, чтоб приобрести собственность, получить работу. Помогаем, как можем.

То есть на самом деле не должно быть «зазывал», мол, давайте, переезжайте к нам! Нужно, чтобы человек сам осознал.

Вот сейчас мы строим в Гродненской области атомную станцию. На Украине таких шесть. Есть специалисты, кто-то, возможно, захочет попробовать себя и у нас. Ему сразу дадут жилье, работу, хорошую зарплату.

Точно так же и те, кто хочет работать в «зеленом хозяйстве» — в агрогородках. Если ты специалист, то получишь и работу, и вознаграждение, и жилье: у нас около 2,5 тыс. домиков строится за счет государства для специалистов. Если там отработаешь 5—6 лет, всего 50% можешь заплатить за дом, а если 9 лет — это уже твоя собственность. Пожалуйста, живи сам! Или оставляй детям».

— Отрадно, что в трудную минуту Белоруссия и плечо подставляет, и руку помощи протягивает, но. Нам самим трудно поверить, что это все — и война, и беженцы — происходит на нашей земле. Остается только надеяться, что беды скоро закончатся. Хотя большой уверенности нет. И особых авансов новой власти народ давать не будет. Кстати, как вы лично воспринимаете новое украинское руководство?
— Леонид Кравчук когда-то сказал хорошую фразу: «Маємо те що маємо». Возможно, чтобы договариваться, потребуется больше терпения, больше выдержки. Но надо работать. Как и подобает добрым соседям.