Это, должно быть, ускользнуло от внимания рядового жителя Турции. В 2005 году самолет, на который никто не обратил внимания, привез в Москву необычный груз. В контейнере, похожем на гроб, находились останки человека, имя которого я никогда ранее не слышал. Прах принадлежал Ивану Ильину...
Загадка человека, похороненного в некрополе монастыря
Ильин был русским философом, жизнь которого прошла с 1883 по 1954 годы. В советский период он бежал из России и встретил свой последний час на чужбине. Апологет белого движения, боровшегося с советской властью, в 1920 году он был вынужден эмигрировать за границу.
Спустя три дня после того, как в 2005 году его прах был привезен в Россию, на территории одного монастыря в Москве состоялась торжественная церемония перезахоронения. Такое внимание к Ильину объясняется его вкладом в новую философию российской империи, рождение которой происходит у нас на глазах.
В этой статье, вспоминая Ильина, мы рассмотрим философские воззрения российского лидера Владимира Путина. Кроме того, я постараюсь ответить на вопрос: может ли Эрдоган стать Путиным?
В Россию прах доставил хорошо известный нам человек
Доставка останков Ильина в Россию стала возможной благодаря режиссеру, которого любители кинематографа хорошо знают по фильму «Очи черные», — Никите Михалкову. С 1990-х годов Михалков стал активным пропагандистом «царской России», ему также удалось подружиться с Путиным. С помощью организованного Михалковым сбора денежных средств прах Ильина был доставлен в Россию.
Была еще одна нить, связывающая Михалкова и Путина. Отец Никиты Михалкова, поэт Сергей Михалков, занимал очень важное место в советской истории. В 1944 году он по просьбе Сталина написал текст советского гимна, став, таким образом, Мехметом Акифом советской эпохи (Мехмет Акиф Эрсой — османский поэт, автор слов гимна Турции — прим. ред.).
Россия возвращается к советскому гимну Сталина
Как известно, после распада СССР Россия приняла новый вариант государственного гимна. Но в 2000 году произошло нечто любопытное. В дни всплеска чеченского терроризма и бомбардировок Грозного в рамках идеи возврата былого величия возникла мысль о заимствовании гимна, существовавшего в советский период.
На самом деле эта идея принадлежала самому Путину. Ни в его окружении, ни в центральном комитете его партии не было ни одного человека, который поддержал бы ее. Тем не менее это не повлияло на результат: все случилось так, как хотел Путин. Россия вернулась к советскому гимну. С изменением текста, конечно.
Данная миссия была снова возложена на автора текста гимна СССР — Сергея Михалкова. Поэт, который в советский период был движим чувствами, вызываемыми идеей интернационализма, в путинскую эпоху написал текст уже под воздействием национальных настроений.
С создания нового государственного гимна начинают лидеры, претендующие на то, чтобы творить историю. Но одни из них (как, например, Ататюрк) действительно заслуживают этого, другие же — исчезают со сцены, играя комедию, которую пишет их мания величия. Что будет с Путиным? Время покажет.
Интересный новогодний подарок для партийной администрации
По случаю нового года высокопоставленные чиновники и члены правящей партии получили от Путина подарочный пакет. В упаковке находились три книги. Как вы, наверное, уже догадались, автором одной из них был Иван Ильин («Наши задачи»). В 1993 году эта работа была переиздана в России.
Две другие книги — «Философия неравенства» Николая Бердяева и «Оправдание добра» Владимира Соловьева. Все эти произведения представляют собой основы новой философии российской империи, рождение которой сегодня происходит в непосредственной близости от нас.
По мнению Путина, одной из крупнейших геополитических катастроф XX века был распад Советского Союза. Но может ли Путин устранить ущерб, нанесенный этой катастрофой? Первый такой опыт наблюдается сегодня на Украине.
Философ, полагающий, что Россия не должна вытягивать шею перед палачом
Новый гуру путинской философии Иван Ильин начинает свои рассуждения с критики Толстого — одного из главных источников вдохновения русского духа. Он резко выступает против его работ, в которых проводится идея «ненасилия». Иными словами, по мнению Ильина, Россия «не может не сопротивляться злу».
Есть и еще один момент, с которым не соглашается Ильин. Он говорит: «При правом, левом или даже центристском тоталитаризме мы не должны отдавать предпочтение одной из концепций европейской демократии». А именно, с одной стороны, он подчеркивает, что выступает против диктатуры, с другой — критикует и демократический строй, находя обладающую системой сдержек и противовесов демократию Европы «формальной».
Ничто из вышеперечисленного нам не чуждо.
Человек, называемый лидером, должен служить
На самом деле Владимира Путина и Никиту Михалкова вдохновила следующая мысль Ильина — нового духовного наставника России: лидер должен уметь служить, а не делать карьеру, сражаться, а не создавать впечатление, давить врага, а не давать пустых обещаний, управлять самостоятельно, а не угодничать перед чужеземцами.
Он читал Канта, Локка, Гоббса, его мечтой была тайная полиция
Путин родился в 1952 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Город переживал травму продлившейся два с половиной года немецкой блокады. Владимир был обыкновенным школьником, и у него был вздорный, провоцирующий ссоры нрав. Главной его мечтой была работа в тайной полиции. В 16 лет он хотел устроиться на работу в КГБ, но ему было сказано: «Сначала нужно закончить школу».
Как известно, город, в котором родился Путин, был «окном в Европу», открытым русскими. Он был построен императором Петром I (мы его называем «безумным», а русские — «великим»), восторженные взоры которого были устремлены на Запад. Именно в этом городе Путин поступил на юридический факультет. Он читал Гоббса, Локка, Канта.
После распада СССР Путин стал помощником мэра этого города Анатолия Собчака — носителя либеральных взглядов.
Мы либералы, но мое слово — закон
Если вы спросите, что значит управленческое видение Путина...
Это риторика, которая не лишена западных идей, но в то же время подвергает Запад резкой критике. Это подход, про который можно сказать, что он является либеральным в экономике, но оставляет за Москвой право предпочтения и одобрения. И, конечно же, все сводится к идеалу возвращения великой России.
Сможет ли Эрдоган однажды говорить о чести и силе турецкой армии?
Сможет ли Эрдоган в день создания ВС Турции выйти перед молодыми офицерами и произнести: «Турецкая армия представляет собой единство турецкого народа, его мужественное начало, волю, силу, честь»?
В этой фразе есть три понятия, которые Эрдогану не так-то просто назвать: «турецкий народ», «воля турецкого государства», «честь турецкого государства».
Политику, который начинает свою предвыборную кампанию, противопоставляя «государство» и «нацию», очень непросто дать такую оценку армии. Или, по крайней мере, он припрячет эти слова до тех дней, когда, наряду с «моей полицией», сможет сказать и «моя армия».
Путин же в своем выступлении в 2006 году сказал именно так. Ведь те, кто имеет «имперское видение», должны обладать подходящей для этого видения армией.
Турция же посредством специально уполномоченных прокуроров и судей уничтожила прежний престиж и моральную силу своих вооруженных сил. Если добавить к этому утрачивающее свою ценность понятие «турецкая нация», то вы придете к выводу: даже если Эрдоган сможет произнести такие слова, это не будет иметь никакого смысла.