Сегодня в Кремле прозвучала хорошая новость. Министр экономики Алексей Улюкаев сообщил, что во втором квартале рост ВВП России ускорился до 1,2%. В предыдущем квартале он составлял 0,9%. В результате министерство может повысить свой прогноз роста на этот год, заявил Улюкаев, согласно стенограмме его встречи с президентом Владимиром Путиным.
Между тем аналитики за пределами страны настроены не столь оптимистично. Международный валютный фонд (МВФ) заявил на прошлой неделе, что российская экономика вырастет в этом году лишь на 0,2% в связи с низкими ценами на нефть и давлением западных санкций. В ходе недавнего телефонного разговора президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель отметили, что на фоне всплеска насилия в Восточной Украине санкции могут ужесточиться.
Кроме того российской экономике продолжает грозить стагфляция, о которой мы писали ранее. В России зафиксирован самый высокий за три года уровень инфляции — в июне она составила 7,8%. При этом ее экономика находится в застое. МВФ ожидает, что в этом году средний уровень инфляции слегка упадет — до 6,6%, но это слабо улучшит ситуацию.
Даже положительно выглядящие показатели российской экономики воспринимаются за пределами Кремля негативно. Рекордно низкий уровень безработицы, составившей в мае всего 4,9%, объясняют старением населения и ростом эмиграции. Нужно признать, что медленный рост и хронически низкая производительность, действительно, не выглядят признаками работающей на полную мощность экономики. Инвесторы продолжают сторониться ключевых секторов, а совокупный отток капиталов может составить в этом году 100 миллиардов долларов.
Если эти тенденции сохранятся, а МВФ предупреждает о «значительных рисках снижения» своего и без того мрачного прогноза, следующая встреча Улюкаева с Путиным может оказаться намного неприятнее. Впрочем, экономические проблемы почти не сказываются на популярности российского президента, по крайней мере — пока.