Экономический упадок, наблюдаемый в настоящее время в мировом масштабе, оказывает негативное влияние на мультикультурные ценности Запада. Так, отношение к новым жителям в странах с высоким уровнем экономического кризиса, в особенности, безработицы, еще более агрессивно. Французская газета Le Parisien dimanche провела опрос с целью изучения отношения французов к референдуму в связи с ограничением свободного перемещения трудовых мигрантов в странах Евросоюза. 60% опрошенных признались, что выступают за ограничение квоты, предусмотренной для мигрантов.
Растущая безработица среди доминирующей нации и слабые социальные гарантии на фоне роста численности мигрантов в Европе показывают, насколько устойчивы мультикультурные ценности и толерантность Запада. Сложилось мнение, что причиной краха европейской модели мультикультурализма является неспособность мигрантов интегрироваться в нормы западной жизни, а также с лояльностью европейских законов, руководствующихся принципами демократии и верховенства закона. Такой ход событий повлек за собой рост числа сторонников крайне националистической идеологии и ультраправых политических партий, расистские и шовинистические выступления.
Очевидно, что нужно воспринимать как само собой разумеющееся тот факт, что по мере ухудшения экономической ситуации некогда приглашенные самими же европейскими государствами мигранты сталкиваются с отношением, выходящим за рамки таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, демократия, толерантность, права человека. Это должно восприниматься как сохранение самой западной идентичности. Даже если нынешний политический курс в отношении мигрантов будет шагом назад, политические лидеры Европы не откажутся от таких шагов.
Приглашение в зависимости от экономической ситуации рабочей силы из-за рубежа и дискриминация этих мигрантов в дальнейшем несовместимы с мультикультурными ценностями. Если отказ этой рабочей силы от собственных национально-духовных ценностей воспринимается как торжество мультикультурализма, то о каком толерантном подходе может идти речь? На наш взгляд, крах мультикультурализма, о котором бьют тревогу, является следствием ложной политики западных стран. Очевидно, что толерантное отношение Запада к мультикультурализму не устояло перед экономическим кризисом.
Мультикультурализм и миграционная политика
В стоящем сегодня на повестке дня вопросе кризиса мультикультурализма обращает на себя внимание роль, которую сыграла в этом миграционная политика европейских стран. При этом прежде всего интерес представляет философия жизни в отношении Запада к не-своим и исторические традиции. Из истории известно, что еще в эпоху Римской империи римляне называли город, в котором живут, «вечным городом», жители которого ставили себя выше других. Считалось, что настоящий римлянин обладает своеобразными ценностями и отличается от всех других, в том числе и от прибывших из других стран. Исследуя проблему цивилизаций, Роджер Осборн пишет: «Рассмотрение греческой, эллинской и римской цивилизацией всех других народов и культур как «варварского мира» стало позднее началом подхода западной цивилизации к другим цивилизациям в целом на основе критериев дискриминации”. Место мигрантов в европейском обществе основано на тех же принципах.
Можно утверждать, что одна из важных причин неустойчивости мультикультурального общества в сегодняшнем смысле заключается в миграционной политике, проводимой странами Западной Европы, поскольку мультикультурализм в первоначальном смысле считался подходом, подразумевавшим отношение к национальным меньшинствам. Но в дальнейшем мультикультурализм стал представляться как миграционная политика, стимулируемая официальными кругами Европы и рассчитанная на интеграцию трудовых мигрантов в единые культурные ценности. Но эта политика себя не оправдала. Сколько бы сегодня не заявляли европейские политики, что считают прибытие трудовых мигрантов временным, это не отражает реалий, поскольку впервые в Европе в отношении к мигрантам был применен подход, приравнивающий их к национальным меньшинствам.
Так, в Швеции как одной из передовых в этом отношении стран с середины 1970-х гг., а в Голландии – с начала 1980-х гг. начали приниматься меры по защите меньшинств-мигрантов. Государство начало финансировать шаги в связи с такими правами мигрантов, как получение образования на родном языке, издание собственных средств массовой информации, осуществление культурных мероприятий и т.д. Но это распространялось главным образом на ограниченный круг активных мигрантов. Рост числа мигрантов и верность их своим ценностям привели к тому, что официальные лица Европы отказались от этого подхода. В обеих странах в 1990-е гг. в законодательстве были сделаны шаги назад. В Швеции был изменен закон о защите меньшинств, приравнивавший иммигрантов к историческим меньшинствам (саамы, финны). А в Нидерландах с 1983 года была прекращена программа поддержки развития меньшинств.
В отличие от стран Европы в мировой практике имеется достаточно стран, которые проводят жесткую миграционную политику и не имеют никаких проблем, связанных с поликультурностью. В качестве успешной модели можно указать на японский опыт. Иммиграционные законы Японии крайне консервативны. В этой стране получение гражданства связано с достаточно сложными процедурами. Государство регулирует уровень трудовых мигрантов конкретными нормами и нет повода для спекуляций по политическим мотивам. В отношении компактно проживающих в стране китайских, корейских и бразильских мигрантов нет ни дискриминации, ни проблем.
В Азербайджане, где мультикультурализм воспринимается как образ жизни, он также не переживает кризис. Азербайджан, расположенный на пересечении Востока и Запада, Севера и Юга, Христианства и Ислама, различных цивилизаций и культур, подтверждает вечную живучесть мультикультурализма. «Многонациональное государство – единое общество» – вот успешная модель мультикультурализма в Азербайджане.
Как заявил Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, выступая на втором Бакинском Международном Гуманитарном Форуме, «мультикультурализм – это наш образ жизни. Несмотря на то, что это сравнительно новое понятие, мультикультурализм на протяжении веков был присущ нашему народу. На протяжении веков представители разных религий и наций жили в Азербайджане как одна семья». Главным условием успеха мультикультурализма является сосуществование общечеловеческих и национальных ценностей, а также защита национальной идентичности народов, находящихся в кругу мультикультурной системы ценностей.
Таким образом, провал западного опыта не означает упадок или крах идей мультикультурализма навеки. Успешная практика в разных регионах мира подтверждает, что представители других наций и религий в состоянии развиваться, сохраняя свою идентичность и уважительно относясь к другим. Просто нужно воспринимать это не как идеологию, пытающуюся ассимилировать различия, а как повседневный образ жизни, существовавший на протяжении веков.
Пути, видимые после кризиса
Восприятие сосуществования в одном пространстве носителей различных цивилизаций и культур и их взаимообогащения в качестве образа жизни - вот в чем спасение человечества. Идеология, направленная на стандартизацию ценностей, не только переживает кризис, но и утратила право на жизнь. Вместе с тем шаги, предпринимаемые новой Европой в направлении определения своей будущей судьбы, можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, интеграция через ассимиляцию. Основной целью мультикультуральной политики Европы все еще является не обеспечение интеграции мигрантов в жизнь страны прибытия, а изоляция их от политического общества и ассимиляция.
Например, в Германии политика мультикультурализма ориентирована не на интеграцию мигрантов и их следующих поколений в немецкое общество, а на изоляцию мигрантов от общества, возвращение их в конечном итоге на родину из-за языковых, духовных и других препятствий. В связи с этим профессор, эксперт Института Философии Российской Академии Наук Владимир Малахов считает: «Мультикультурные» меры были нацелены в Германии скорее на сегрегацию, чем на интеграцию».
Во-вторых, включение иммигрантов второго поколения в культурно-социально-политическую жизнь общества. В связи с этим можно отметить политику итальянских властей. Неслучайно бывший премьер-министр Италии Романо Проди заявил: «В лице иммигрантов мы получаем огромный потенциальный ресурс. Надо идти по пути интеграции. Будущее поколение иммигрантов должно стать поколением итальянцев».
В-третьих, стимулирование в глобальном пространстве космополитических ценностей. После того, как Запад столкнулся с кризисом, для выхода из него он пытается в глобальном масштабе навязать западные ценности в качестве общечеловеческой идеи. Этот этап можно охарактеризовать как попытку в направлении придания западной модели статуса универсальной общечеловеческой ценности. Иными словами, навязывание к вновь прибывшим в Европу мигрантам западных ценностей начинается до их миграции еще во время пребывания их в своей стране. Этим Запад намеревается решить проблемы в отношении к мигрантам в европейском обществе за счет космополитических ценностей, выходящих за пределы национально-культурного менталитета. Сегодня глобализационные процессы в плоскости мультикультурализма направлены на создание универсальной модели культурных ценностей. В этой новой тенденции главная характерная черта заключается в том, что западная культура не ограничивается только навязыванием своих культурных ценностей, а берет под свой контроль формирование ценностных критериев и других культур.
В-четвертых, жесткая миграционная политика. Голосование в референдуме в Швейцарии, проведенном в феврале 2014 года по поводу ограничения миграционного потока из Евросоюза, за введение квоты на рабочую силу – показатель начала нового тренда в этом направлении. А это свидетельствует о том, что существуют тенденции ограничения миграции не только со стороны, но и между самими европейскими странами.
Таким образом, в настоящее время европейские государства ищут пути выхода из кризиса мультикультурализма, в основном ужесточая миграционную политику и стимулируя космополитические ценности без учета национально-духовных особенностей. Нынешний момент будет новым испытанием для Запада, да и для всего человечества. И как предпринимаемыми мерами из этого испытания выйдет человечество, покажет время.