В день подписания молдавским премьер-министром Юрием Лянкэ в Брюсселе экономической части Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Евросоюзом, 27 июня 2014 года, редактор выходящей в Кишиневе газеты «Timpul» Константин Тэнасе опубликовал в ней за своей подписью статью с весьма грозным названием «С сегодняшнего дня объявляем войну. Либо – либо...».
Назвав свершившееся в столице ЕС действо «началом исправления унизительной исторической несправедливости, когда румын Республики Молдова оторвали от Родины, держа вне цивилизованной Европы» и одновременно признав, что «многого нам не обещают, но место в приемной Европейского союза - это уже кое-что», Константин Тэнасе заявил: «Сегодня мы перейдем Рубикон. Перейти Рубикон означает окончательно проститься с бывшей Империей. Однако, существует опасность, что это расставание окажется только формальным из-за болезней, которые мучают наше общество и угрожают независимости Республики Молдова».
Эти болезни, по словам автора статьи, «русскоязычное (имперское) меньшинство и коррумпированное политическое руководство страны».
Объясняя далее, по какой причине он причислил к «болезням», мешающим Молдавии «перейти Рубикон», русскоязычное меньшинство, Константин Тэнасе далее пишет: «История не добродушна и не глупа - ее нельзя умилостивить или обмануть. Это означает, что мы перейдем Рубикон, но не все вместе. Половина Молдавии перейдет, а половина - нет.
Среди тех, кто останется и русскоязычное меньшинство, которое находится здесь в качестве «пятой колонны» Империи. Эта армия всегда была против нас. Они были против нас в 1918 году, когда проголосовали против Объединения в Сфатул Цэрий. Они были против нас в июне 1940, когда с цветами встречали советские танки. Они были против нас в 1989 году, когда мы требовали Язык и Письменность. Они были против нас в 1991 году, когда мы объявили Независимость. Они против нас и сегодня, когда Молдавия подписывает соглашение об ассоциации с ЕС».
Назвав «второй болезнью» коррумпированные политические элиты Молдавии, Константин Тэнасе пишет, что «эти, опираясь на хищный класс чиновников, непрофессиональный и коррумпированный снизу доверху, могут скомпрометировать переход Рубикона. То есть, существует реальная перспектива того, что Республика Молдова перейдет Рубикон, но останется там же, где была».
«Вот почему, - считает Константин Тэнасе, - начиная с сегодняшнего дня, мы должны начать беспощадную борьбу с коррумпированными политическими элитами. 27 июня 2014 года должно стать днем, когда Молдавия, которая перешла Рубикон, объявила войну Молдавии, которая осталась. Либо, либо».
Вот такая, несколько странная, на первый взгляд, постановка вопроса. С одной стороны, называются «две болезни», которые, по мнению автора статьи, мешают Молдавии «перейти Рубикон», то есть не только формально интегрироваться с Евросоюзом, но и стать подлинно европейской страной, в полной мере внедрив у себе европейские политические, экономические и социальные стандарты и в полной же мере им соответствуя. Но, с другой стороны, «беспощадная борьба», читай – война, объявляется только одной болезни – «коррумпированным политическим элитам».
А как же, спрашивается, быть с другой «болезнью», то есть с «русскоязычным (имперским) меньшинством», названным «пятой колонной» Империи, «армией, которая всегда была против нас»? То есть, надо понимать, против Константина Тэнасе и всех тех, кто, как и он сам, говоря об интеграции Молдавии с «цивилизованной Европой», почему-то предполагают под ней воссоединение ее с «Родиной – Румынией».
Но Константин Тэнасе ответа на этот вопрос не дает. И это не может не беспокоить тех молдавских граждан, которых он, назвав «болезнью», мешающей Молдавии трансформироваться в подлинно европейское государство, соответствующее стандартам «цивилизованной Европы», обвинил во множестве тяжких грехов, причем самыми тяжкими из них назвав их сопротивление всем попыткам ликвидации молдавской независимой государственности за счет объединения Молдавии с дорогой его унионистской душе Румынией?
Не может это не вызывать также обиды и возмущения у этой – весьма немалой! – части молдавских граждан, которые, наравне с этническими молдаванами, своим честным и самоотверженным трудом строили и поднимали после войны из руин Молдову, превратив ее в одну из наиболее процветающих республик бывшего Советского Союза с высоким уровнем жизни населения.
Вот и я тоже, как представитель столь ненавистного Константину Тэнасе «русскоязычного меньшинства», хочу прямо его спросить: «Как прикажете понимать Вас, уважаемый мэтр? Следует ли из вашей статьи, что если с коррумпированными элитами надо «беспощадно бороться» (интересно было бы знать, как и какими методами?), то «русскоязычному меньшинству», объявленному (судя по большом количеству педъявленных ему обвинений) самым главным врагом европейской интеграции (или все-таки «унире»?) Молдавии, надо объявить «беспощадную войну на уничтожение»? Ведь Вы же сами сказали – «либо – либо»?
Не хотелось бы, конечно, думать, что Константин Тэнасе имеет в виду именно такой вариант борьбы с «болезнью по имени русскоязычное меньшинство», но вся логика его статьи подводит именно к такому выводу. Поэтому, на всякий случай, хотел бы напомнить господину Тэнасе слова выдающегося немецкого писателя-антифашиста Томаса Манна, который считал, что «война – всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени, которые по вине находившихся у власти политиков не были решены».
Если же речь идет о гражданской войне как «радикальном средстве» борьбы с «болезнью по имени русскоязычное меньшинство», то будет уместно вспомнить и слова римского поэта Марка Лукана о том, что «в гражданской войне всякая победа есть поражение». События в соседней Украине, где русскоязычное меньшинство также рассматривалось некоторыми политическими кругами как «помеха на пути европейской интеграции», тому наглядное свидетельство.
Что же касается самого Константина Тэнасе, уже длительное время пытающегося вбить клин между русскоязычным и титульным (молдавским) населением Республики Молдова, обвиняя первых во всех бедах этого края, то ему в самый раз бы вспомнить, что, как говорил великий русский критик и публицист Николай Добролюбов, «человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Поскольку национальное большинство, на мой взгляд, вовсе не означает, что отдельный его представитель, даже если он считает себя румыном и пытается убедить всех молдаван в том, что они тоже румыны, в чем-то лучше, выше, больше представителя любого, в том числи – русскоязычного, национального меньшинства, позволю себе спросить Правительство, Парламент, Президента и «компетентные органы» Республики Молдова, в последнее время пугающие молдавское общество «происками экстремистов», якобы стремящимися дестабилизировать ситуацию в стране, не расценивают ли они в качестве таковых действий подобные публикации, фактически натравливающие одну часть общества на другую? Не считают ли они необходимым положить конец таким публичным выступлениям, фактически подталкивающим молдавское общество к гражданской войне?