Рыжие, не нужно нервничать. Ваши шансы вымереть из-за изменения климата ничуть не больше, чем у людей с менее веселым цветом волос. Впрочем, этот на первый взгляд очевидный факт, скорее всего, останется незамеченным на фоне потока статей о том, что рыжие генетически обречены. Кто так считает? Компания, специализирующаяся на генетическом тестировании.
Начнем с научной стороны вопроса. Рыжий цвет волос появляется в результате изменений в одном гене. Рыжие встречаются относительно редко и составляют всего 4 — 5%. Тот факт, что их много среди шотландцев (а также среди валлийцев, англичан и других народов севера Европы), вероятно, связан с изолированностью предковой группы в какой-то момент нашей древней истории.
Этот ген рецессивен. То есть для того, чтобы ребенок родился рыжим, соответствующая наследственность должна быть с обеих сторон. Многие статьи ссылаются на некоего ученого, «попросившего не называть его имени», который заявил: «Я считаю, что этот регрессивный ген потихоньку исчезает». Я занимаюсь генетикой уже 20 лет, но до сих пор о «регрессивных» генах ничего не слышал. Из уважения к загадочному коллеге я готов предположить, что мы имеем дело с журналистской ошибкой и наш анонимный, но, бесспорно, авторитетный исследователь имел в виду рецессивные гены.
Вопрос о том, продолжается ли эволюция человечества, по-прежнему остается актуальным. Наши гены со временем меняются, меняется и их частота в популяции. Однако эти перемены идут медленно, и в основном от сил естественного отбора мы освободились.
В данном случае трудно представить себе, как этот конкретный ген может исчезнуть. Нам пытаются доказать, что он был необходим исключительно для адаптации к шотландской повышенной облачности. Увы, это не доказано. Ученые по-прежнему спорят о том, с чем же связано распространение генов, влияющих на цвет кожи, волос и глаз, — с солнечным светом, брачными предпочтениями или с некими случайными факторами. Почему нужно считать, что Шотландия из-за изменения климата становится менее облачной, я тоже не понимаю. Чтобы рыжие волосы пропали, необходимо, чтобы они стали крайне невыгодны с адаптационной точки зрения. Это явно не так — они слишком хорошо выглядят.
Что требуется, чтобы «рыжий ген» исчез? Только одно — чтобы сексом, по каким-то причинам, перестали заниматься не только все рыжие, но и все носители этого гена. Как человек, считающий рыжие волосы крайне привлекательными, в этом случае я готов буду всеми силами помогать рыжим избавиться от этого целибата. К сожалению, я глубоко убежден, что — если, конечно, не случится какой-нибудь геноцид в духе Эрика Картмана — мои услуги не потребуются.
Как говорят в рекламе, «это была научная часть», а теперь рассмотрим другую сторону дела. Собственно говоря, вся эта мутная история с исчезновением «рыжего гена» — всего лишь реклама. Наука в ней нужна только для видимости. Компания ScotlandsDNA с удовольствием выяснит, есть ли у вас «рыжий ген», всего за 25 фунтов доплаты при заказе одного из ее генетических тестов. Кстати, глава именно этой компании Алистер Моффат (Alistair Moffat) породил последнюю вредоносную волну генетической астрологии. Моффат возглавляет Сент-Эндрюсский университет. Судя по всему, профильного образования в области генетики у него нет, но это не мешает ему регулярно высказываться на связанные с генами темы.
В 2011 году Моффат выступил в эфире программы «Сегодня» (Today) на Radio-4 со странными заявлениями о том, что предками части британцев были туареги, берберы и сама царица Савская. Генетики Дэвид Болдинг (David Balding) и Марк Томас (Mark Thomas) из Университетского колледжа Лондона пожаловались Джиму Уилсону (Jim Wilson) из Эдинбургского университета, отвечающему на BBC за науку, и написали Моффату подробное письмо с разбором его ошибок.
В ответ Моффат написал тогдашнему ректору УКЛ Малкольму Гранту (Malcolm Grant), потребовав от него, чтобы он заставил Болдинга и Томаса замолчать. Грант в свою очередь призвал его уважать академическую свободу — то есть вежливо послал его подальше. Тот ответил угрозами обратиться в суд. Вся эта прискорбная история подробно изложена на сайте УКЛ.
В прошлом году после пресс-релиза еще одной моффатовской компании — BritainsDNA — целый ряд газет посвятил немало полос «откровениям» о том, что у принца Уильяма есть индийская ДНК. Чтобы опровергнуть этот образец псевдонаучной трескотни, потребовались усилия Дебби Кеннетт (Debbie Kennett), почетного научного сотрудника УКЛ и специалиста по генетической генеалогии.
Сейчас генетическое тестирование в большой моде. Это весьма соблазнительная тема, где все кажется простым и понятным. К сожалению, люди устроены не слишком аккуратно, и наша ДНК почти непостижима. Генетика — сложная дисциплина, и если кто-то хочет убедить вас в обратном, он просто пытается вам что-то продать. В течение года должна выйти моя книга о том, что нам известно и что неизвестно о человеческом геноме. Это крайне увлекательная тема: наши гены — вещь удивительно поэтичная. К сожалению, теперь выход этой книжки замедлится на день, так как сегодня вместо того, чтобы писать о чудесах ДНК, я разбирался с этой ерундой.